– На сентябрь в Казани запланированы Игры стран СНГ для спортсменов возрастной категории U-23. В программу этих комплексных соревнований входит и вольная борьба. Как будете к ним готовиться?
– Если коронавирус не помешает, начнем с этих Игр, которые прежде не стояли в календаре соревнований. На сентябрь также запланировано первенство Европы U-23 в Австрии. Перед этими стартами нам надо будет организовать подготовительные сборы. Состав сборной сформируем из тех ребят, которые имеют лучшие результаты по итогам выступлений за последнее время на различных соревнованиях.
Если всё будет хорошо, то в следующем месяце, то есть в октябре, нас еще ждет первенство России U-23 в Волгограде. Выбор города объясняется тем, что инициативу проявил президент федерации борьбы Волгоградской области Магомед-Расул Халадаев. Надеюсь, с его помощью, наконец-то, у нас получится провести эти соревнования.
– В спортивной борьбе возрастная категория U-23 существует с 2015 года, во многих странах по ней проводят национальные первенства, а почему у нас не получалось?
– Потому что наше министерство спорта по каким-то причинам не включало первенство страны U-23 в план мероприятий. Я пытался сам его организовать, уже были договоренности, но меня подводили люди. Самое интересное, что именно Россия настаивала на включение в календарь UWW соревнований U-23, и я тоже принимал в этом участие, давно говорил об этом Михаилу Мамиашвили и Георгию Брюсову, обосновывал необходимость узаконить данную возрастную категорию, а они уже поднимали этот вопрос в структурах Международной федерации борьбы. При бывшем главе ФИЛА Рафаэле Мартинетти не получалось, и только спустя некоторое время после его ухода этот вопрос всё же удалось продавить. В других видах спорта давно проходят первенства U-23, а мы были обделены в этом отношении, что являлось большим минусом для нашего единоборства. Надо понимать, что далеко не каждый перспективный борец, вышедший из юниоров, может сразу проявить себя среди взрослых, и, как следствие, такие ребята остаются за бортом сборной, не привлекаются на учебно-тренировочные сборы, лишаются стипендий, а чтобы они не остановились в развитии, им и нужно предоставить возможность реализовать свой потенциал на соревнованиях среди сверстников.
– Как ваши ученики – олимпийские чемпионы Джамал Отарсултанов и Сослан Рамонов? Тренируются?
– На днях говорил с Джамалом, он сейчас в своем селе, занимается хозяйством. Думаю, он уже завершит карьеру. А Сослан еще поборется. Его можно включить в книгу рекордов Гиннесса, как спортсмена, вернувшегося на ковер после тяжелейшей травмы спины. Он уже позабыл о проблемах со здоровьем, тренируется, готовится к возобновлению соревнований, а я нахожусь рядом с ним, помогаю. Начало карантина меня застало во Владикавказе, и я так и остался здесь.
– Какова ситуация с коронавирусом в Северной Осетии?
– Везде на Северном Кавказе она неважная, за исключением разве что Чечни. Одна из причин этого – наши кавказские обычаи. Когда умирает человек, как не пойти на похороны, как не выразить соболезнование родным? Вроде бы в Северной Осетии пик заболеваемости пройден, но ситуация всё еще непростая. Слышали, наверное, что от коронавируса умер чемпион СССР Салат Икаев? И среди моих родственников есть умершие. Никто не застрахован от корановируса, но, если соблюдать меры предосторожности, шансов заразиться меньше. Кажется, уже это поняли все, в том числе те, кто не верил в опасность коронавируса. Если все мы будем следовать рекомендациям медиков, а другого выхода у нас нет, то быстрее вернемся к нормальной жизни.
Руслан ШАМИЛОВ