Абдулрашид Садулаев: «Завершать карьеру пока не планирую»

12 ноября 2024

Двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира Абдулрашид Садулаев в интервью корреспонденту портала «Это Кавказ» подвел итоги минувшего сезона и рассказал о ближайших планах.

— Что для тебя значит эта победа? Ты ее приравнял к двум олимпийским. Почему?

— Во-первых, я не готовился к этому чемпионату. Я готовился к Олимпийским играм. Очень надеялся, что меня все-таки допустят. Но этого не случилось. Год был очень сложным. Особенно психологически. В начале года проходил Ярыгинский турнир. Я выиграл и «отобрался» на чемпионат Европы. Но на румынской границе меня не впустили в страну. Придрались к визе, типа она у меня какая-то подозрительная. До сих пор идут разбирательства. Потом я готовился к лицензионному турниру, чтобы поехать на Олимпиаду. Физически был полностью готов, но за день до вылета в Баку мне говорят, что я заблокирован, потому что служу в обществе «Динамо». В общем, придумали причину, чтобы не допустить меня до Игр. А заблокировали меня до конца года. Самое интересное, что такое предвзятое отношение идет только со стороны организаторов. На самих соревнованиях я никогда не чувствовал и не видел неуважительного отношения ко мне или к нашим борцам.

Психологически все эти моменты очень давили. Я был в отличной спортивной форме, морально был подготовлен, но Олимпиада прошла мимо. Мне нужна была медаль для истории. Меня лишили ее. Очень переживал, а потом махнул рукой и начал жить своей жизнью.

И вдруг за месяц до чемпионата мира в Албании мне говорят, что в UWW пересмотрели списки и меня разблокировали. Я начал усиленно готовиться. До соревнований оставался месяц и 10 дней. Я выступал в весовой категории до 92 килограммов. Мне надо было согнать свой рабочий вес в 97−98 кг. Я сразу убрал из рациона все мучное и сладкое и сбросил 3 кг. А оставшиеся сгонял уже ближе к соревнованиям. Поэтому привести себя в нужный вес было совсем несложно.

— Твое выступление на чемпионате мира началось очень уверенно. Ты одерживал одну победу за другой, и тут схватка с иранцем — полуфинал… Все болельщики замерли и не могли поверить, что соперник опережает тебя по очкам. Что ты чувствовал в тот момент? И как можешь объяснить то, что случилось на последних секундах?

— Случилось то, что должно было случиться. Иранец был физически очень крепкий, и я немного недооценил его. Так получилось. Я заставил понервничать своих болельщиков и команду. 4 минуты 30 секунд ситуация у меня была под контролем. Но тут я проморгал, и соперник сделал то, что хотел сделать я, заработав очки. Я понимал, что не могу проиграть, и высшие силы помогли мне. За 8 секунд до завершения схватки я все-таки вырвал победу у Гасемпура, заработав спасительные 4 балла. Не могу описать, что это было, но со мной был Всевышний и огромный зал болельщиков, которые встали и начали хлопать. Это были неописуемые чувства.

— Все-таки попробуй описать их, описать вкус победы.

— Это очень сложно. Ну, представь себе, что ты ходишь по пустыне и вдруг потерял своего верблюда. И через 2 недели совершенно неожиданно находишь его. И ты такой радостный!

— Ты сейчас 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе. Больше тебя победы такого уровня только у Александра Медведя и болгарина Валентина Иорданова. Причем у тебя «золото» в трех весовых категориях. Если я не ошибаюсь, то таких результатов нет ни у одного из твоих коллег по цеху. Хочется поставить новый рекорд?

— Есть такая поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Поэтому еще после 2021 года, после Олимпиады, я смотрел и считал, что до 2024 года я мог еще стать 7-кратным чемпионом мира и 3-кратным олимпийским чемпионом. Но есть вещи, которые от меня не зависят. Из-за санкций один год мы вообще пропустили: нас не допускали на международные турниры. Потом я решал проблемы со здоровьем. Все случается так, как должно быть.

— Кстати, про здоровье. У тебя была серьезная проблема с позвоночником, и доктор Дзукаев помог справиться с ней. В благодарность ты даже посвятил ему победу на чемпионате мира.

Дмитрий Дзукаев — отличный нейрохирург, который поставил меня на ноги. Он так переживал за меня, так готовился к операции, как я готовился к Играм. Он настраивал меня на третью Олимпиаду. Но ее не случилось в моей карьере в этом году. Поэтому я посвятил ему победу «на мире», хотя хотелось подарить другую.

— Первую победу на Олимпиаде ты посвятил матери, вторую — отцу. Были и другие победы и посвящения. А где же победа в честь супруги? Заира не обижается?

— Заире все победы я дома посвящаю. У нас по дагестанским традициям и менталитету не позволяется публично посвящать победы своей супруге (смеется).

— Ты как-то говорил, что жалеешь, что не уделял должного внимания изучению английского языка, но настроен наверстать упущенное.

— С английским сейчас примерно так же, как и тогда. Ну, может, 5 с минусом или 4 с плюсом по 10-балльной шкале.

— Но я видела твое видео с легендарным борцом, кубинцем Михаином Лопесом, где ты ему на ухо что-то говоришь, и он смеется.

— Дело в том, что я плохо знаю английский, а он разговаривал вообще на испанском. Мы больше жестами общались. Но я работаю над собой. Продолжаю изучать. Надеюсь, настанет день, когда смогу похвастаться своим английским.

— Расскажи про Лопеса, с которым ты целый день гулял по Москве.

— Это была очень неожиданная и приятная встреча. Мы встречались с ним раньше на соревнованиях. А полтора года назад я отдыхал на Кубе, и там он меня очень тепло встретил. А сейчас он прилетал в Новосибирск. Там похоронен тренер, который долгие годы тренировал кубинскую сборную. Я случайно узнал о его приезде и вылетел в Москву. У меня был один день, чтобы показать ему нашу столицу. Мы поехали на Красную площадь, поужинали в ресторане, погуляли в центре. В Москве многие узнавали его и подходили фотографироваться. Многие не верили глазам, что сам Лопес, 5-кратный олимпийский чемпион, гуляет по Москве. Но, когда видели меня рядом, понимали, что это он, живая легенда спорта. В декабре я надеюсь также погулять с ним уже по Махачкале и показать ему наш Дагестан. Мы его пригласили и теперь ждем в гости.

— Как спасаешься от поклонников?

— Поклонников я люблю и уважаю, но иногда из-за них не получается нормально готовиться к соревнованиям. Поэтому приходится время от времени менять номер телефона, когда понимаю, что он уже по многим разошелся и все больше незнакомых людей звонят и пишут. Гулять пешком по городу сложно. Поэтому чаще езжу на машине. Иногда могу позволить себе вызвать такси. Но это не лучшая идея, как оказалось. Вызвал недавно такси, чтобы съездить в парикмахерскую. Но таксист узнал меня, всю дорогу удивлялся и просил отменить заказ, чтобы довезти меня бесплатно. Это, конечно, очень приятно, не буду врать.

— Чем будешь заниматься в ближайшее время? Есть незакрытые гештальты?

— К счастью, сейчас зима и копать огород не надо (смеется). Поэтому в планах поехать куда-нибудь отдохнуть. Но и что-то по дому сделать.

— Что? Гвоздь забить, кран починить можешь?

— Могу, если надо. Но лучше и проще все-таки вызвать мастера, а самому заниматься спортом. Спорт — он же как женщина: если мало времени уделять, он начинает капризничать (смеется).

— Твоей третьей Олимпиаде быть?

— На все воля Всевышнего. Сейчас не хочу строить планы, но завершать спортивную карьеру пока не планирую. Возраст и физическая форма еще позволяют бороться.

— Что бы ты посоветовал молодым спортсменам, которые только начинают свой путь в большой спорт?

— Никогда не сдаваться. В спорт чаще идут люди мужественные и терпеливые. Надо быть готовым, что будет много преград и недоброжелателей. Но они должны не ломать нас, а делать сильнее. Ставьте цели, идите к ним. Развивайтесь не только физически, но и интеллектуально. Прислушивайтесь к советам старших и не делайте то, за что им придется краснеть. Ведите себя достойно, согласно нашим адатам, традициям. И всегда помните, что любой труд будет вознагражден свыше. Это касается не только спорта, но и вообще всего.

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»