Дагестанские борцы на Олимпийских играх. Монреаль — Атланта

 | 24 июля 2012

Триумфальное возвращение дагестанских участников Олимпиады-1980 в Москве
Сайпуллы Абсаидова, Магомедгасана Абушева и Магомедхана Арацилова

Победную эстафету от Загалава Абдулбекова принял Владимир Юмин и передал её участникам Московской Олимпиады.

За успешными для борцов горного края Играми 1980 года последовал не самый лучший период в истории участия дагестанских вольников в олимпийских турнирах. Он продлился до 1996 года, когда в Атланте удалось возобновить победные олимпийские традиции, заложенные Загалавом Абдулбековым.

Владимир Юмин

Владимир Юмин против одного из главных своих
 конкурентов на Играх в Монреале японца Масао Араи


XXI Олимпийские игры. 1976. Монреаль

Спустя четыре года после Мюнхена вторую олимпийскую золотую медаль Дагестану принес Владимир Юмин (57 кг). Каспийчанин продемонстрировал в Монреале недюжинный характер и высочайшее мастерство, но в его случае не обошлось и без благосклонности Фортуны.

Во втором круге Юмин неожиданно проиграл на туше монголу Хойлогдоржу, и после этой неудачи, чтобы рассчитывать на золотую медаль, ему нужно было выигрывать все оставшиеся схватки с высоким качеством побед. Дагестанский вольник справился с этой задачей, добиваясь убедительного превосходства над соперниками. Так он обеспечил себе место на пьедестале, но какое именно — уже зависело не от него, а от исхода заключительной схватки в весе до 57 кг между немцем Брюхтером и японцем Араи. Юмину нужна была только победа немца. Он не смотрел эту схватку, удалившись в раздевалку, а через некоторое время туда с радостными возгласами вбежали его товарищи по сборной, сообщив ему, что он олимпийский чемпион.

В Монреале также выступал Руслан Ашуралиев (74 кг), до этого два года подряд побеждавший на чемпионатах мира. По отношению к нему была допущена вопиющая несправедливость. После выигранной им стартовой схватки у извечного конкурента — иранца Барзегяра руководство сборной Ирана подало протест. Судейская комиссия прибегла к просмотру видеозаписи, чего прежде никогда не делалось не только в борьбе, но и в других видах спорта, и на следующий день вынесла решение о присуждении победы иранцу. Это был первый и последний случай на международных соревнованиях, когда был пересмотрен результат поединка. Судейский казус не мог не повлиять на выступление Ашуралиева, который в итоге занял четвертое место.

XXII Олимпийские игры. 1980. Москва

На домашних Играх дагестанские вольники превзошли все прежние олимпийские  результаты. Триумфально выступили в Москве Магомедгасан Абушев (62 кг) и Сайпулла Абсаидов (68 кг), которые на одном дыхании провели все свои поединки. Это был триумф и тренера махачкалинской спортшколы «Динамо» Изамутдина Кадырова, подготовившего двух олимпийских чемпионов.

Еще одну медаль — серебряную — завоевал Магомедхан Арацилов (82 кг). Воспитанник Али Алиева споткнулся лишь на болгарине турецкого происхождения Абилове, у которого прежде не раз выигрывал, а всех остальных соперников, включая чемпиона мира из Венгрии Ковача, он одолел с солидным преимуществом.

К этой Олимпиаде, как и к предыдущей, советских борцов готовил Юрий Шахмурадов — один из самых успешных наставников отечественных сборных по вольной борьбе.

XXIII Олимпийские игры. 1984. Лос-Анджелес

Советские спортсмены не участвовали в Играх в Америке, и это была ответная мера на бойкот Московской Олимпиады со стороны США и других стран капиталистического лагеря, выразивших таким образом протест против ввода советских войск в Афганистан.

XXIV Олимпийские игры. 1988. Сеул

Из дагестанских борцов никому не удалось войти в состав олимпийской сборной СССР, и турнир вольников в столице Южной Кореи прошел без их участия.

XXV Олимпийские игры. 1992. Барселона

Дагестан в составе сборной СНГ в Барселоне представляли два борца — Эльмади Жабраилов (82 кг) и Магомед Азизов (62 кг). Из них двоих удачливее был представитель известной борцовской династии Жабраиловых, завоевавший серебряную награду. До финала Эльмади одержал четыре победы, а в решающей схватке при небесспорном судействе уступил действующему чемпиону мира, американцу Кевину Джексону. В последующем этот могучий темнокожий борец руководил сборной США по вольной борьбе и в этом качестве приезжал со своей командой на турниры в Дагестан.

Магомед Азизов провел несколько ярких схваток, но проиграл титулованному американцу Смиту и занял итоговое пятое место.

Хаджимурад Магомедов

Хаджимурад Магомедов в финале олимпийского турнира
 в Атланте против корейца Хьюн-Мо Янга

Бувайсар Сайтиев

Встреча олимпийского чемпиона Бувайсара Сайтиева в махачкалинском аэропорту

 

XXVI Олимпийские игры. 1996. Атланта

16 лет пришлось ждать дагестанским болельщикам очередной олимпийской золотой медали. Её завоевал Хаджимурад Магомедов (82 кг), которого вряд ли можно было причислить к фаворитам турнира. В составе сборной России он дебютировал только в год Олимпиады — на чемпионате Европы, где занял третье место. Однако недостаток опыта выступлений на крупных международных соревнованиях не помешал ему с блеском выступить в Атланте.

Порадовались дагестанские болельщики и за хасавюртовца Бувайсара Сайтиева (74 кг), который к тому времени представлял Красноярск. Атланта стала для него поистине счастливым городом. Годом ранее в Атланте он дебютировал на чемпионате мира и стал победителем. В этом городе состоялся и его олимпийский дебют, который также для него оказался триумфальным.

Вновь за чертой призеров Олимпиады остался Магомед Азизов (62 кг), занявший, как и в Барселоне, пятое место. Неудача постигла и Багавдина Умаханова (57 кг), который завершил турнир на 11-й позиции.

В Атланте выступали еще шестеро дагестанских вольников, представлявших страны ближнего зарубежья, но никому из них не удалось взойти на пьедестал. Магомед Ибрагимов (82 кг, Азербайджан) занял 5-е место, Эльмади Жабраилов (82 кг, Казахстан) — 6-е, Сагид Муртазалиев (100 кг, Украина) — 7-е, Магомедсалам Гаджиев (74 кг, Азербайджан) —  8-е, Лукман Жабраилов (82 кг, Молдова) — 9-е и Давуд Магомедов (100 кг, Азербайджан) — 11-е.

Мурад КАНАЕВ

Продолжение следует

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»