— Ваша команда во второй раз в этом году побывала в Махачкале. Выбор места проведения сборов связан с тем, что костяк сборной Белоруссии составляют дагестанские вольники?
— Этот фактор, безусловно, имеет значение, но дело не только в нём. У вас отличные условия для подготовки, но я имею в виду не столько спортивную инфраструктуру, питание, гостиницу, хотя и это нас более чем устраивает, сколько сам тренировочный процесс. Руководят им опытные дагестанские тренеры, наши ребята имеют возможность поработать в парах и поспарринговаться с сильными местными борцами, да и сама атмосфера, пропитанная борцовским духом, настраивает на рабочий лад, заставляет трудиться с полной самоотдачей. Мы благодарны дагестанским тренерам во главе с Сажидом Сажидовым, которые стараются поддерживать и развивать давно сложившиеся между нашими сборными дружеские связи и всегда радушно нас принимают у себя.
— С чем связано отсутствие в Махачкале некоторых ведущих борцов вашей сборной?
— Для участия в сборе мы привлекли десять человек, среди которых первые номера — Владислав Андреев (55 кг), Александр Контоев (60 кг), Али Шабанов (66 кг), Омаргаджи Магомедов (84 кг) и Руслан Шейхов (96 кг). Из лидеров отсутствуют только двое — Мурад Гайдаров (74 кг) и Алексей Шемаров (120 кг). Они готовятся по индивидуальному плану — Гайдаров отправился в Турцию, а Шемаров поехал во Владикавказ, где он и раньше предпочитал тренироваться.
— Вы еще не сказали о призере чемпионатов мира и Европы Ризване Гаджиеве.
— После прошлогоднего чемпионата мира Ризван решил завершить карьеру. Он ничего нам не говорил, и о его решении мы узнали от третьих лиц. Для нас это было полной неожиданностью. Ризван пошел на этот шаг, будучи в расцвете сил, ведь ему только 25 лет. К тому же он мог бы выступить на Олимпиаде, многие ветераны только ради этого возвращаются на ковер. Мы пытались выйти на самого Ризвана, но смогли лишь поговорить с его отцом. Он сказал нам, что решение сына вызвано семейными обстоятельствами, однако пообещал поговорить с ним, чтобы убедить не бросать борьбу. Мы всё-таки не теряем надежды на его возвращение, а пока в его вес до 60 кг перевели Александра Контоева, которого планируем выставить на квалификационный турнир в Софии.
— Вы с начала нынешнего олимпийского цикла руководите сборной Белоруссии. Довольны ли вы результатами ваших подопечных?
— Всегда, конечно, хочется большего, но и тем, чего мы добились, я доволен. Почти по всем показателям в этом олимпийском цикле у нас наблюдается прогресс. Особенно нас порадовала победа на прошлогоднем чемпионате мира Алексея Шемарова, ведь на этих соревнованиях белорусы не побеждали с 2001 года, а в супертяжелом весе — аж со времен Александра Медведя, то есть целых 45 лет.
— И всё же главным критерием вашей работы будут результаты белорусской команды на Олимпийских играх. О медальном плане пока говорить рано, так как сейчас все ваши помыслы связаны с завоеванием олимпийских лицензий. На сколько путевок рассчитываете?
— На Играх в Пекине наша страна была представлена тремя вольниками. Правда, их могло бы быть четверо, если бы нашу сборную не лишили лецензии, которую на отборочном турнире завоевал Руслан Шейхов. FILA усмотрела в одной из его схваток договорный характер, однако эти выводы были безосновательными, что и подтвердил международный спортивный суд, куда обратилась Белоруссия. Но, тем не менее, FILA, сославшись на позднее решение суда, так и не допустила нашего спортсмена к участию в олимпийском турнире. Но в Лондон Шейхов уже точно поедет, он, как и Шемаров, прошли отбор на прошлогоднем чемпионате мира в Стамбуле. Впереди еще три квалификационных турнира, и, я считаю, что нам вполне по силам отобраться на Олимпиаду полным составом.
— Вы долгое время работали в США и, наверное, следите за выступлениями американских вольников. Что можете сказать об их олимпийских перспективах?
— У сборной США по вольной борьбе пока нет лицензии только в категории до 60 кг, но я не сомневаюсь, что этот вопрос они решат. Сегодня лидером у них, безусловно, является чемпион мира-2011 в весе до 74 кг Джордан Барроуз. Он — довольно техничен, чем не похож на американцев, и, как и все американские борцы, обладает выносливостью и предпочитает проводить схватки в атакующей манере. Вспомните его поединок с Денисом Царгушем в Стамбуле. Ведя в счете, Барроуз не уходил в защиту, а продолжал нагнетать темп, атакую соперника по всему ковру. Думаю, в Лондоне с ним тяжело придется каждому. Можно также выделить прогрессирующего супертяжеловеса Тервела Длагнева и чемпиона Игр в Афинах Каела Сандерсона (84 кг), который после долгого перерыва вернулся на ковер и показал хорошую борьбу на прошлогоднем чемпионате мира. Впрочем, этим борцам еще надо попасть в олимпийскую сборную, а в Америке не смотрят на былые заслуги, там критерий только один — победа на олимпийском отборочном турнире. Этот турнир у них пройдет 20-22 апреля, и тогда станет окончательно известно, кто будет представлять США в Лондоне.
— В этом году вы еще приедете с командой на совместный сбор в Махачкалу?
— Да, но только в ноябре перед алиевским турниром. А до этого, в сентябре, мы примем дагестанскую сборную на нашей учебно-тренировочной базе в Стайках, где вместе будем готовиться к турниру на призы Александра Медведя.
Беседовал Мурад КАНАЕВ