В Дагестане, где после побед Али Алиева на чемпионатах мира вольная борьба обрела необычайную популярность и статус спорта номер один, давно ждали олимпийских наград в этом единоборстве, и в 1972 году это, наконец, случилось. Чемпионом стал Загалав Абдулбеков, серебряным призером – Арсен Аллахвердиев, бронзовым – Руслан Ашуралиев.
Мюнхенский успех дагестанских вольников оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие борьбы не только в южной республике, но и во всем северокавказском регионе, представители которого в последующем много раз будут подниматься на пьедестал главных стартов четырехлетия. А Загалаву Абдулбекову суждено было стать первым из них, кому покорилась самая высокая вершина в спорте – олимпийская.
Загалав Абдулбеков
Шесть раз махачкалинскому динамовцу пришлось выходить на ковер в Мюнхене. Лишь в стартовой схватке ему попался малоизвестный швейцарец Якоб Тоннер, а все остальные соперники представляли борцовские державы и по определению не могли быть слабыми. Швейцарца Абдулбеков одолел за явным преимуществом, набрав 25 баллов, хотя задача стояла пройти его без штрафных очков, а для этого надо было победить на туше. Зато ему удалось положить на лопатки монгола Зевегийна Ойдова, который в последующем станет чемпионом мира и серебряным призером Игр в Монреале. Такая же участь постигла сильного американца Юджина Дэвиса.
Тяжелым был поединок с японцем Киёси Абе. Как и годом ранее на чемпионате мира, дагестанский борец выиграл у него со счетом 4:2. Победу ему принес бросок, проведенный в концовке встречи.
Следующий соперник – болгарин Иван Крыстев. Советские спортивные чиновники подходят к Загалаву и заявляют, что поединок следует свести вничью – в этом случае у него сохраняются отличные шансы на «золото», а Крыстев получает возможность попасть в призовую тройку. Этакий вклад в социалистическое содружество. Загалаву ничего не остаётся, как согласиться с этим предложением. Но чиновники просчитались. После ничейной схватки с фаворитом из СССР, Крыстев побеждает японца Абе, и тут всплывает неприятный факт – для того, чтобы завоевать золотую награду, Абдулбекову необходимо побеждать своего соперника по финалу, турецкого борца Вехби Акдага чисто, положив его на лопатки. А самому турку всего-то и нужно: не попасться на туше и в итоге вожделенная золотая медаль у него на груди.
По воспоминаниям Загалава, ночью накануне финала он не сомкнул глаз, его душила обида, он был зол на функционеров, корил себя за то, что не смог им отказать. Товарищи по сборной, зная, в какой переплёт он попал, сочувствовали ему и всячески подбадривали его. Загалаву тогда было 27 лет, он отдавал себе отчёт, что другого шанса покорить олимпийскую высоту у него не будет, и, готовясь к финалу, не допускал мысли, что станет вторым. Его соперник был уверен в обратном. Перед схваткой, когда они пересеклись в зале, Акдаг с самодовольной улыбкой сказал Абдулбекову на английском: «Я – первый, ты – второй».
На ковре турок уже не улыбался, он с самого начала вынужден был обороняться, но и Загалав не торопился приступать к решительным действиям, выжидая, когда для этого наступит удобный случай.
В смешанных единоборствах часто употребляется термин «тайминг», означающий умение подгадать нужный момент для атаки. У Загалава был хороший тайминг, он обладал необычайной взрывной силой – это были его козыри, помогавшие ему заставать соперников врасплох. Помогли они ему и в поединке с Акдагом.
В конце первого периода борцы вошли в плотный захват, но был ли смысл что-то предпринимать, когда время близилось к перерыву? Возможно, об этом подумал турок, тогда как Абдулбеков решил попытать удачу, взорвавшись неожиданной для соперника атакой. Захватив руку и туловище Акдага и зацепив его ногой снаружи, он проводит бросок. Этот прием, который в просторечии называют «зашагиванием», великолепно исполнял Юрий Шахмурадов, он и помог своему другу овладеть им во всех нюансах.
«Мы могли бы улететь за край ковра, и я это заметил периферическим зрением, когда подхватил турка, - вспоминал Загалав. - Уже в полёте мне чудом удалось его развернуть, и мы вместе плюхнулись ближе к центру ковра. Акдаг оказался подо мной, я вцепился в него мертвой хваткой и не распускал захват, пока меня не стали оттаскивать за ноги. Я не слышал свистка арбитра, зафиксировавшего туше, не слышал возгласов секундантов, в голове была одна мысль: припечать соперника к ковру, да так чтобы ни у кого не возникало вопросов. А когда я встал, ноги сами понесли меня в пляс. Никогда я так вдохновенно не танцевал лезгинку».
Арсен Алахвердиев
Арсен Алахвериев выступал на Олимпиаде в весовой категории до 52 кг и завоевал «серебро». Любая олимпийская награда – достижение, а по тем временам для дагестанских болельщиков, не избалованных международными победами своих спортсменов, это был выдающийся результат.
В Мюнхене воспитанник заслуженного тренера СССР Арминака Карапетяна, у которого тренировался и Загалав Абдулбеков, провел рекордное количество схваток – восемь. Арсен взял верх над афганцем Мохаммадом Арефом, панамцем Ванелге Кастильо, монголом Доржавдыном Ганбатом, итальянцем Винченцо Грасси, индусом Судешем Кумаром и разошёлся миром с румыном Петре Чиарнау и корейцем Кимом Гвон Хёном.
Камнем преткновения для советского вольника стал японец Киёми Като, который победой на туше в первом круге над действующим чемпионом мира из Ирана Мохаммадом Горбани, сразу же дал всем понять, что приехал на Игры с самыми серьёзными намерениями. В ту пору борцы из страны Восходящего солнца задавали тон в малых весах, поэтому японца, хоть и не имевшего прежде титулов, надо было остерегаться. В Мюнхене Като был неудержим, побеждая соперников на туше или за явным преимуществом. Лишь у Аллахвердиева он выиграл с небольшой разницей в баллах.
«Выходя на поединок с Като, я знал, чего следует опасаться - японец с низкой стойки здорово проходил в обе ноги, - вспоминает Аллахвердиев. - Защититься от его коронного приема мне так и не удалось – настолько быстро и ловко он проходил в ноги».
Махачкалинский динамовец, поднявшись на пьедестал в Мюнхене, сумел добиться того, чего дважды не удавалось на Играх в весе до 52 кг его кумиру Али Алиеву. И в последующем олимпийская медаль долго будет оставаться недостижимой мечтой для дагестанских легковесов, и лишь 32 года спустя в Афинах Мавлет Батыров, завоевав «золото» в категории до 55 кг, воплотит эту мечту в реальность.
Руслан Ашуралиев
Пик карьеры Руслана Ашуралиева придется на середину 1970-х годов, а в Мюнхен он отправился малоизвестным борцом, и завоеванная им на той Олимпиаде бронзовая медаль стала первым его международным достижением.
Участие в Играх ученика Султана Мусаева и Али Алиева не планировалось - в весе до 74 кг, в котором выступал Руслан, в Мюнхен взяли Юрия Гусова из Владикавказа, который годом ранее победил на чемпионате мира. Тренерский штаб сборной во главе с Балиславом Рыбалко остановил выбор на Ашуралиеве лишь после того, как на заключительном этапе подготовки выбыл из строя лидер в стране в категории до 68 кг Насрулла Насруллаев. Более подходящей замены травмировавшемуся махачкалинцу не нашли, и это при том что Ашуралиеву надо было согнать не 4-5 килограммов, как обычно, а более двенадцати. По прибытии на место он так рьяно взялся за дело, что переусердствовал, «перевыполнив» план по сгонки веса на полторы кило.
«Я его никогда не видел таким худым и изможденным, он был бледной тенью самого себя, - вспоминает Загалав Абдулбеков. – Я тоже мучился весогонкой, но Руслану было тяжелей, и в этом состоянии, когда нет никаких сил и нервы на пределе, он оставался верным себе – шутил, всячески подбадривал нас».
Ашуралиев провел семь схваток. После изматывающей борьбы с весом ему сложно было пройти всю дистанцию турнира на привычном для него уровне. Уверенно победив Исмаила Юсеинова (Болгария), Сегундо Ольмеда (Панама), Йозефа Энгеля (Чехословакия) и Петре Поалелунги (Румыния), он затем споткнулся на турке Али Шахине. Однако, несмотря на это поражение, у дагестанского борца было меньше штрафных очков, чем у его обидчика, он и вышел в решающую стадию, обеспечив себе как минимум третье место. Добиться большего ему помешали американец Дэн Гейбл и японец Кикуо Вада, которым он уступил в заключительных схватках.
В последующем Руслан заметно приумножит свой послужной список и завершит выступления в спорте с двумя золотыми и одной серебряной медалями чемпионатов мира, титулами чемпиона Европы и обладателя Кубка мира, пятикратным чемпионом СССР.
К сожалению, жизнь отмерила этому выдающемуся борцу небольшой срок, он скончался после продолжительной болезни в возрасте 59 лет 27 ноября 2009 года.
Мурад КАНАЕВ
Технические результаты
XX Олимпийские игры. Вольная борьба. Мюнхен. 27-31 августа 1972 г.
48 кг. 1. Роман Дмитриев (СССР); 2. Огнян Николов (Болгария); 3. Эбрахим Джавади (Иран).
52 кг. 1. Киёми Като (Япония); 2. Арсен Алахвердиев (СССР); 3. Ким Гван Хён (КНДР).
57 кг. 1. Хидэаки Янагида (Япония); 2. Ричард Сандерс (США); 3. Ласло Клинга (Венгрия).
62 кг. 1. Загалав Абдулбеков (СССР); 2. Вехби Акдаг (Турция); 3. Иван Крыстев (Болгария).
68 кг. 1. Дэн Гейбл (США): 2. Кикуо Вада (Япония); 3. Руслан Ашуралиев (СССР).
74 кг. 1. Уэйн Уэллс (США); 2. Ян Карлссон (Швеция); 3. Адольф Зегер (ФРГ).
82 кг. 1. Леван Тедиашвили (СССР); 2. Джон Петерсон (США); 3. Василе Йорга (Румыния).
90 кг. 1. Бенджамин Петерсон (США); 2. Геннадий Страхов (СССР); 2. Карой Байко (Венгрия).
100 кг. 1. Иван Ярыгин (СССР); 2. Хорлоогийн Баянмунх (Монголия); 3. Йожеф Чатари (Венгрия).
+100 кг. 1. Александр Медведь (СССР); 2. Осман Дуралиев (Болгария); 3. Крис Тейлор (США).