— Вы не первый раз ездили с нашими борцами на товарищеские матчевые встречи в Нью-Йорк. Чем нынешнее борцовское шоу на «Таймс-Сквэр» отличалось от прежних?
— Это, действительно, шоу в хорошем смысле этого слова. Оно проходит в необычном месте — на пересечении оживленных улиц в окружении небоскребов, оно красочно обставлено, и в такой атмосфере вдвойне интересно наблюдать за главным событием этого действа — поединками с участием ведущих борцов своих стран, среди которых были звезды первой величины. Эти матчевые встречи под открытым небом в центре Нью-Йорка проводятся для того, чтобы показать красоту борьбы, поднять её популярность и привлечь в борцовские секции мальчишек с улиц. Это четвертое по счету борцовское шоу под названием Beat the Streets («Битва на улице»). В трех предыдущих встречались сборные США и России, а на этот раз команде хозяев противостояла сборная мира. Если прежде были какие-то недочеты в организации, то сейчас не к чему было придраться. Так, борцам отвели удобные места для разминки, для них установили призовые, специально для участников матчевой встречи были изготовлены трико с символикой стран, которые они представляют. Но и, как обычно, были солидно обставленные процедура взвешивания, предматчевая пресс-конференция, торжественный банкет. В организации столь масштабного мероприятия без спонсоров не обойтись, оно стоит немалых средств, и, как мне объяснили, их выделил богатый человек по имени Майк Новограц, который владеет ресторанным и гостиничным бизнесом.
— Кто формировал сборную мира?
— Организаторы. Правда, и мы внесли свои коррективы. Так, американцы прислали нам поименный список участников от нашей страны. Первоначально в нем были фамилии Хаджимурата Гацалова (97 кг), Магомеда Курбаналиева (65 кг), Ацамаза Санакоева (74 кг), Бекхана Гойгереева (61 кг) и Дениса Царгуша (74 кг). Последние двое отказались по уважительным причинам, и тогда американцы согласились с нашим предложением заменить Гойгереева на Александра Богомоева, а вместо Царгуша пригласили азербайджанца Джабраила Гасанова.
— В список организаторов попали российские борцы с международными титулами. Исключение составил Ацамаз Санакоев. Чем он привлек внимание устроителей шоу?
— Это был личный выбор Джордана Барроуза. На турнире в Армении титулованный американец при небесспорном судействе с большим трудом вырвал победу у Ацамаза, и сейчас, очевидно, ему хотелось доказать, что он сильнее нашего борца, что та его победа не была случайной.
— И доказал же.
— Да, но схватка могла бы сложиться по-другому, если бы Ацамаз поверил, что сможет выиграть. Он вел со счетом 3:1, но потом остановился и сосредоточился на удержании своего зыбкого преимущества, а с Барроузом так нельзя. Мы помним, что так ему проигрывал и Царгуш, пытавшийся отстоять минимальное превосходство в счете. К сожалению, Ацамаз наступил на те же грабли.
— А что вы можете сказать о выступлении других наших борцов?
— Все могли выиграть, но Богомоев в поединке с Джимми Кеннеди поплатился за грубую ошибку, уступив с разницей в один балл, а Курбаналиев проиграл Бренту Меткалфу в концовке, забыв, что американцы сражаются до последних секунд, а до этого Магомед боролся хорошо, в присущем ему атакующем стиле. Хаджимурат Гацалов, который был в центре внимания, подтвердил свой высокий класс, хотя победа далась ему не без труда. Против него американцы выставили победителя юниорского первенства мира Кайла Снайдера, и этот молодой борец, к которому нам, конечно, следует присмотреться, достойно противостоял нашему асу борьбы.
— Нет-нет приходилось слышать мнение, что нам надо осторожнее относиться к матчевым встречам и совместным сборам в США, поскольку они на руку американцам, которые учатся на наших борцах. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Я думаю, что эти поездки больше приносят пользу нашим ребятам, нежели американцам. Чему они могут у нас научиться? Технике? Мы всегда их превосходили в этом компоненте, и, если бы они могли бы подтянуться в этом плане, то давно бы уже это сделали. У американцев другая борьба, их козырями являются выносливость и физическая сила, высокий психологический настрой, благодаря чему они часто вырывают победы на последних секундах. Они и продолжают уповать на эти качества, при этом имея на вооружении ограниченный арсенал технических приемов.
— Такая борьба характерна для американского национального стиля, который практикуется в университетах США. В вольную борьбу американцы приходят из студенческих чемпионатов, которые у них очень популярны, и приходят уже сформировавшимися борцами. Может, поэтому им сложно научиться чему-то новому. А скажите, чем полезны встречи с американцами для российских вольников?
— Прежде всего, возможностью понять, что наряду с умелым исполнением технических приемов надо обладать хорошей функциональной подготовкой и высокими морально-волевыми качествами. Где еще они это могут понять и ощутить на себе, как не в схватках с американцами, особенно на их территории, где янки бьются с удвоенной энергией. Это серьёзное испытание для любого нашего борца, это хорошая школа. Возьмите того же Гацалова. До того, как завоевать свой первый титул чемпиона мира, он неоднократно выступал в США, участвовал в турнирах, матчевых встречах. Польза от этих поездок для него была несомненной, и это не мои слова, об этом говорит сам Хаджимурат. В Штатах тяжело бороться, но там борец учится и растет, и если он выдерживает испытание Америкой, то в дальнейшем ему уже будет легче. То же самое касается выступлений в таких борцовских странах, как, например, Иран и Турция. Кстати, я считаю, что при отборе в сборную надо обязательно учитывать то, как кандидаты в неё борются на турнирах за рубежом. Приведу свежий пример. Перед чемпионатом Европы четверым кандидатам в сборную устроили проверку, отправив их на сильный турнир «Яшар Догу» в Стамбул. Успешно там выступил только Рашид Садулаев, занявший первое место. Тем не менее, всех взяли на чемпионат Европы, и вновь из этой четверки лучше всех отборолся Садулаев, то есть тот, кто и выдержал экзамен на проверочном турнире в Турции.
— Между прочим, американцы ездят к нам не меньше, чем мы к ним. В частности, в прошлом году они участвовали в турнирах в Хасавюрте, Грозном и Якутске. А если бы в России устраивались такие же борцовские шоу, как в Нью-Йорке, наверное, они и в них бы участвовали?
— Кстати, можно было бы организовать такое шоу на Красной площади в Москве. А почему нет? Там уже не раз устраивались поединки боксеров, даже хоккейные матчи проводили. Думаю, подобный праздник борьбы в самом достопримечательном месте столицы был бы отличной рекламой нашему виду спорта, привлек бы нему внимание общественности как в нашей стране, так и за рубежом.
— И последний вопрос. Ваша поездка за океан состоялась в период непростых российско-американских отношений. Это как-то ощущалось во время пребывания в Нью-Йорке?
— Ничего подобного не ощущалось, хотя, признаться, я опасался, что на нас будут косо смотреть, будут задавать неудобные вопросы. Опасался не только я, но и руководители нашей федерации борьбы, но, тем не менее, они, понимая значимость этой поездки в плане укрепления спортивных и просто человеческих связей, не стали отказываться от приглашения американской стороны. Я понял, что всё будет нормально, как только мы приземлились в Нью-Йорке. Когда мы проходили паспортный контроль, как раз по телеэкрану в зале показывали кадры из Украины. И на фоне звучавшей в телеэфире критики в адрес России выглядело удивительным отношение к нам аэропортовских служащих. Они улыбались нам, были подчеркнуто вежливыми и обходительными. О политике во время этой поездки вообще не заходила речь — ни на пресс-конференции, ни в частных беседах. Все нам улыбались, многие возгласами нас тепло приветствовали, в том числе случайные прохожие, узнававшие в прогуливающихся по городу парнях по надписям на экипировке приезжих из России. Мне и ребятам было приятно такое доброжелательное отношение к нам простых американцев, которые, как я лишний раз убедился, не разделяют действий политиков и не хотят возвращения к временам, когда наши страны разделял железный занавес.
Тимур РАСУЛОВ, Джон САКС (фото)