Серебряный призер Олимпийских игр и чемпион мира Мансур Барзегяр ныне входит в тренерский штаб сборной Ирана и возглавляет клуб из города Баболя, выступающий в командном чемпионате страны. Цвета этого клуба защищает Абдусалам Гадисов, который на днях помог своей команде одержать победу в матчевой встрече иранской лиги. Сопровождал Гадисова в этой поездке старший тренер сборной Дагестана Гайдар Гайдаров. Тогда-то и был сделан этот снимок с Мансуром Барзегяром.
Знаменитый иранец выступал на ковре в 1970-е годы, и одним из главных его конкурентов был ученик Али Алиева двукратный чемпион мира и бронзовый призер Олимпиады-1972 в Мюнхене Руслан Ашуралиев. Увы, этого выдающегося борца уже нет с нами, он покинул этот мир 27 ноября 2009 года. Поединки между Барзегяром и Ашуралиевым всегда проходили в бескомпромиссной, захватывающей борьбе. О двух из них стоит упомянуть особо.
В 1975 году они встретились в решающей схватке на чемпионате мира в Минске. Вот что рассказал об этом противостоянии корреспонденту wrestdag.ru Мураду Канаеву профессор борьбы Юрий Шахмурадов, возглавлявший в те годы сборную СССР: «Поначалу Руслан проигрывал пять баллов, но потом, взвинтив темп и обрушив шквал атак на соперника, сумел ликвидировать преимущество иранца, а в концовке и вовсе положил его на лопатки.
Барзегяра унесли из зала на носилках — он получил травму, когда Руслан применил переворот разгибанием. Этот прием, который в просторечии называют «растяжкой», был коронкой Ашуралиева, он его довел до совершенства и часто побеждал с его помощью. Сегодня «растяжку» мало кто применяет, ведь чтобы её провести нужно время, а его-то в условиях сокращенной продолжительности схватки не хватает. С учетом этого ныне борцы предпочитают в партере делать переворот накатом. А раньше предпочтение отдавали «растяжке». Мода на этот прием пошла с Владимира Синявского и Георгия Схиртладзе, которые мастерски его исполняли. Из дагестанских борцов эффективно «растяжку» применял Станислав Гаджиев, который и помог Ашуралиеву овладеть ею. Переворот разгибанием — сам по себе довольно болезненный прием, а тогда в Минске Барзегяр отчаянно упирался, и Руслану, чтобы его тушировать, пришлось употребить всю свою мощь, что и привело к травме иранца».
Тот самый ключевой эпизод в финальном поединке в весе до 74 кг на чемпионате мира
в Минске, когда Руслан Ашуралиев применил свою коронную «растяжку»
В следующем году Ашуралиев и Барзегяр встретились в стартовом поединке на Олимпиаде-1976 в Монреале, и вновь арбитр поднял руку дагестанского вольника. Но радость Руслана и всех, кто за него переживал, оказалась преждевременной. Иранская делегация подала протест на судейство, и он был удовлетворен.
«Тогда, рассматривая апелляцию иранцев, наверное, впервые в истории спорта прибегли к видеозаписи, — вспоминает Юрий Шахмурадов. — Просмотр спорного эпизода меня, допущенного к этой процедуре как главного тренера сборной СССР, только утвердил во мнении, что первоначальное решение судей было верным. Но даже если допустить, что судьи ошиблись, то всё равно нельзя было после завершения схватки пересматривать её итог. Это противоречит здравому смыслу, ведь спортсмены во время состязаний действуют по ситуации, и, знай Руслан тогда, что он не выигрывает, а проигрывает, то боролся бы совсем иначе. Представьте себе, что бы было, если бы в футболе из-за засчитанных голов, забитых из оффсайда, пересматривали результаты матчей! В таких случаях даже переигровку не назначают, и лишь ограничиваются наказанием судей».
Несмотря на непримиримое соперничество на ковре, Мансур Барзегяр и Руслан Ашуралиев сохранили приятельские отношения и всякий раз тепло приветствовали друг друга при встрече. А встречались они преимущественно в Дагестане, куда иранец не раз приезжал на турниры в качестве тренера. Последний раз выдающиеся вольники виделись в 2004 году в Хасавюрте (на фото), и с тех пор их пути не пересекались и, увы, больше никогда не пересекутся.