Об этом 42-летний ветеран, дважды становившийся призером Олимпийских игр, побеждавший на двух чемпионатах мира и пяти чемпионатах Европы, сообщил в интервью корреспонденту wrestdag.ru.
— Что вас подтолкнуло на столь необычный шаг?
— Понимаете, я всю жизнь отдал борьбе, и борьба мне дала всё в этой жизни, и мне бы хотелось поставить окончательную точку в своих выступлениях на ковре, попрощаться с теми местами, которые мне особенно дороги. Последним аккордом для меня станет участие в турнире в древнегреческом городе Олимпия, где зародились Олимпийские игры и одна из первых её дисциплин — спортивная борьба. А до этого я поборюсь на Мемориале Али Алиева в Каспийске. С поездками в Дагестан у меня связаны одни из самых ярких воспоминаний. Я четыре раза выступал на турнире памяти Шамиля Умаханова и все четыре раза побеждал. Столько же раз я участвовал в алиевском турнире, дважды стал первым, один раз, завершив финальную встречу вничью, в соответствии с правилами тех лет, занял вместе с соперником второе место и, наконец, в последний раз, выступая в тяжелом весе, удостоился бронзовой медали. Все эти награды, привезенные из Дагестана, для меня имеют особое значение, поскольку они завоеваны на турнирах, которые без преувеличения считаются одними из самых сильных в мире. Я никогда не забуду, как меня тепло принимали дагестанские болельщики, они тонко разбираются во всех нюансах борьбы и воздают должное победителям, независимо от того, местные ли это борцы или приезжие. Я бы хотел еще раз увидеться с этими настоящими ценителями нашего вида спорта, со своими друзьями-соперниками. Я бы мог приехать в качестве почетного гостя, но, думаю, моё выступление поспособствует интересу к турниру, и это с моей стороны будет знаком благодарности дагестанским болельщикам за их теплоту и поддержку.
— Но вы давно не боролись, да и возраст уже совсем немолодой. Конечно, если для вас главное не победа, а участие, то это другое дело.
— Я понимаю, что на медали мне сложно будет претендовать, но я буду бороться и постараюсь не ударить в грязь лицом. В прошлом году я участвовал в «Кубке Тахти» в Иране, и тогда из-за того, что у меня не было достаточно времени на подготовку, я уступил в первой же схватке.
— Помню эту схватку с победителем молодежного первенства Европы из Турции Али Бончеоглу. Вы тогда великолепно исполнили вашу излюбленную «вертушку», вели в счете, но не смогли удержать преимущество.
— Да, я тогда к концу подустал. Но сейчас я регулярно тренируюсь и надеюсь, что к алиевскому турниру подойду более подготовленным.
— Хотелось бы вернуться к нашумевшей истории с вашей отставкой с поста президента Федерации борьбы Грузии. Если бы можно было вернуться ко времени, предшествовавшей тем событиям, вы бы поступали иначе или же считаете, что всё делали правильно?
— Причиной возникшей ситуации послужило моё решение о смене главных тренеров сборных по вольной и греко-римской борьбе. Уволенные тренеры и примкнувшая к ним группа борцов устроили забастовку и потребовали моей отставки. Тогда я проиграл им, но я не считаю, что поступал неправильно. Два года сборные не показывали результатов, и когда на чемпионате мира в Ташкенте они в очередной раз выступили неудачно, надо было что-то предпринимать. Конечно, я бы мог не увольнять тренеров, и тогда бы не было недовольных, но и не было бы результатов. Меня эта ситуация не могла устроить, и я принял волевое решение. Я ни о чём не сожалею, пусть сожалеют те, кто кидал в меня яйца и совершал другие позорные поступки. Бог им судья.
— А какие у вас отношения с новым президентом Федерации Манучаром Квирквелия?
— Хорошие. Я его поздравил с избранием и пожелал ему удачи. Самое интересное, что я невольно повлиял на то, что он занялся борьбой. Как рассказал мне Манучар, он в детстве увлекался футболом, но когда в 1996 году увидел по телевизору сюжет о моей победе на чемпионате Европы, передумал и записался в секцию борьбы и в последующем добился больших результатов, став олимпийским чемпионом, чемпионом мира и Европы. Буквально на днях мы с ним общались. Я всегда ему говорил, что если нужна моя помощь, я готов помочь. Несмотря ни на что, совсем из борьбы я не собираюсь уходить, хочу делиться своим опытом и знаниями с молодежью. К сожалению, у меня мало свободного времени, но я бы, например, мог время от времени проводить мастер-классы, и этот вопрос мы обсуждали с Манучаром.
— На днях вы стали членом парламента Грузии. Вы уже приступили к депутатской деятельности?
— С 18 февраля. В этот день, удивительным образом совпавший с Днем рождения Бедзины Иванишвили, стоявшим у истоков коалиции «Грузинская мечта», по спискам которой я стал депутатом, состоялось рассмотрение моей кандидатуры на заседании парламента, и все присутствовавшие 96 парламентариев проголосовали за меня. В связи с депутатской деятельностью, мне пришлось оставить должность проректора Полицейской академии МВД Грузии, но я там продолжу работать в качестве преподавателя-инструктора по физподготовке, что не возбраняется. Правда, не знаю, насколько у меня будет хватать времени, поскольку надо включаться в депутатскую деятельность и работать так, чтобы не было стыдно перед народом. Парламент – это то место, где я реально могу помочь людям и сделать что-то полезное для моей страны, поэтому и пошел в политику, и с большим желанием и надеждой на лучшее приступаю к новым своим обязанностям.
Тимур РАСУЛОВ