– Прежде всего, хотелось бы вернуться к ярыгинскому Гран-при. Когда перед отъездом в Красноярск на встрече сборной с представителями руководства республики обсуждали медальный план, остановились на трех золотых медалях. Тогда этот план с учетом того, что пропускали турнир несколько ведущих дагестанских борцов, казался слишком оптимистичным, но выступление команды, завоевавшей пять наград высшей пробы, превзошло все ожидания. Для вас это тоже было неожиданностью?
– Такой результат вряд ли кто-то мог предсказать. В тоже время я допускал, что мы вполне можем победить в четырех весах. В двух из них – до 57 и 61 кг – наши ребята здорово отборолись на прошедшем в конце прошлого года турнире в Казахстане. Этот турнир ненамного уступал ярыгинскому, в нём участвовали почти все ведущие якутские вольники, да и других сильных участников хватало. После Казахстана у меня появилась уверенность, что и в Красноярске наши легковесы могут выиграть. Также мы делали ставку на Ильяса Бекбулатова и Шамиля Кудиямагомедова. У первого, в отсутствии Магомеда Курбаналиева, Сослана Рамонова и Алибеггаджи Эмеева, не было конкурентов равных ему по силам, и он, как и ожидалось, справился со своей задачей. А у Шамиля, который прочно утвердился вторым номером в стране после Абдулрашида Садулаева, на этот раз борьба, что называется, не пошла, но зато выстрелил Даурен Куруглиев, сохранив нам лидерство в весе до 86 кг. Надеялись мы также на наших борцов в категории до 74 кг, особенно на Ахмеда Гаджимагомедова. «Железной» уверенности в его успехе не было, так как в этом весе особенно сильны осетинские вольники, и все они заявились на турнир. Но Ахмед не подкачал и, как и другие победители, заслужил право выступить на чемпионате Европы.
– В прошлом году в Хасавюрте был создан Центр подготовки борцов, которым руководите вы и Магомед Гусейнов. На ярыгинском турнире из пяти дагестанских золотых медалей три завоевали хасавюртовцы и еще одну тренирующийся под вашим руководством Даурен Куруглиев. То есть, уже можно сказать, что решение об открытии Центра оправдало себя?
– И на других соревнованиях хасавюртовцы стали выступать лучше. Прогресс очевиден, и он не мог не быть. Открывая Центр, мы ничего не придумывали нового. Так в свое время на протяжении многих лет тренировалась сборная Дагестана. Базой для неё служила ШВСМ в Махачкале. Там собирались все ведущие вольники и круглый год тренировались вместе. Спросите у борцов старших поколений о том периоде, и они вам скажут, что польза от совместных тренировок была огромная. За исключением сборов перед соревнованиями никто их не обязывал идти в ШВСМ, они бы могли тренироваться в своих залах, но предпочитали собираться вместе, потому что, варясь в общем котле, учились друг у друга, оттачивали мастерство в схватках с сильными спарринг-партнерами.
Несколько лет назад я предлагал воссоздать круглогодичную систему подготовки на базе ЦОПа в Махачкале. Гостиница для проживания приезжих ребят там есть, оставалось только организовать питание, но на это тогда не нашлось средств. А сейчас такая возможность появилась в Хасавюрте.
– То есть, Центр создавался для сборной Дагестана?
– Да. В марте прошлого года в Хасавюрте проходил сбор дагестанской команды. Тогда и возникла идея тренироваться там на постоянной основе. Мы обратились к бывшему мэру этого города, а ныне министру транспорта, энергетики и связи республики Сайгидпаше Умаханову, и он нас всецело поддержал. Сайгидпаша Дарбишевич изыскал средства на круглогодичное питание, а всё остальное в Хасавюрте было. В наше распоряжение предоставили спорткомплекс им. Г. Гамидова, где имеются все условия для работы на ковре и физподготовки, и расположенную рядом гостиницу. Но не всё получилось, как задумывалось. К сожалению, мы нечасто, как хотелось бы, видим ребят из Махачкалы и других городов и районов республики. Особенно это касается ведущих борцов нашей сборной, хотя их понять можно, ведь они итак проводят много времени на сборах с национальной командой, и им элементарно хочется побыть дома. Зато мы объединили всех сильнейших борцов хасавюртовских спортшкол. Часто в зале собираются по 80-100 ребят. Тренируемся два раза в день, ребята довольны, довольны и их наставники, которые также приходят в зал. Постоянно с нами тренируются приезжие из других регионов страны и из-за рубежа борцы. За прошедший год у нас проводили сборы вольники из Армении, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии. К прошлогоднему чемпионату мира в неолимпийских категориях у нас готовились двое казахов, один из них – Нурлан Бекжанов – стал серебряным призером этих соревнований.
– Кстати, в спортшокле им. Г. Гамидова в Махачкале также постоянно тренируются приезжие команды. Туда ходят и борцы из других залов.
– Это как раз то, о чём я говорю. Спортсмены, достигшие определенного уровня, должны тренироваться вместе, а не ютится по своим углам. Только так, проводя полноценные спарринги, делясь знаниями и опытом друг с другом, можно держать себя в тонусе, прогрессировать. Наши сборники и их личные тренеры это понимают, поэтому и выбираются на тренировки в гамидовскую школу. Там очень хороший зал на три ковра – один из лучших в республике, много своих сильных борцов, а тренировочным процессом там руководит опытный наставник Анвар Магомедгаджиев. По сути, гамидовская школа стала объединяющим центром для ведущих махачкалинских вольников. Польза от этого несомненная, но она бы была еще большей, если бы этот процесс можно было упорядочить, придать ему системность и организованность. Правда, в гамидовской школе с этим могут возникнуть сложности. Как там проводить двухразовые тренировки, когда своих ребят надо готовить, а зал – один на всех? В этом плане в Хасавюрте ситуация получше, в спорткомплексе – не один зал, и мы не мешаем воспитанникам базирующихся там спортшкол им. Ш. Умаханова и М. Батырова. Но все эти проблемы решаемы, надо только, чтобы кто-то взялся за создание такого центра в Махачкале, обеспечив хотя бы минимальные условия для его функционирования.
Тимур РАСУЛОВ