— Итоги чемпионата в Красноярске стали приятной неожиданностью для дагестанских болельщиков. Можно предположить, что они оказались неожиданными и для вас, тренеров сборной республики.
— Конечно, мы не ожидали, что вернемся домой с четырьмя чемпионами. Подобное в новом веке было лишь в 2003 году в Черкесске, и однажды — в 2004 году в Санкт-Петербурге — мы завоевали пять золотых медалей.
— А на сколько первых мест рассчитывали?
— Ставку делали на Наримана Исрапилова (55 кг) и Абдусалама Гадисова (96 кг). Но не исключали, что еще в каком-нибудь одном весе победим.
— Исрапилов до Красноярска неудачно выступил на трех турнирах. Вас это не беспокоило?
— Беспокоило, но в тоже время я был уверен, что Нариман, самый опытный борец в нашей команде, подойдет к чемпионату России во всеоружии и сделает всё, чтобы не упустить своего шанса. Этот шанс у него появился в текущем сезоне, после того, как наилегчайший вес покинули Джамал Отарсултанов и Виктор Лебедев, которые прежде всякий раз становились для Наримана непреодолимой преградой. Исрапилов оправдал наши ожидания на все сто процентов, не дав нам повода ни в одной схватке поволноваться за него.
— А что случилось с Гадисовым в финале, почему он проиграл?
— Абдусалам в хорошей форме подошел к чемпионату и здорово боролся до финала. Решающую схватку тоже должен был выигрывать, но допустил тактический промах. Он вел в счете 1:0, но на последних секундах позволил Анзору Болтукаеву восстановить равновесие и выиграть поединок по последнему техническому действию. Мы, тренеры, постоянно твердим нашим борцам, что лучше проигрывать со счетом 0:1, чем иметь преимущество в один балл и пытаться его удержать. В первом случае ты волей-неволей вынужден атаковать, а во втором — рискуешь проиграть балл, а вместе с ним и поединок. Абдусалам надеялся, что отстоит минимальное преимущество, и просчитался. А ведь он мог развить успех, у него были перспективные атаки, которые почему-то он не доводил до конца. Обидно за Абдусалама, его неудача, а для такого сильного борца второе место — это, безусловно, неудача, стала для дагестанской делегации самым большим разочарованием.
— Первую незапланированную золотую медаль дагестанская команда завоевала в весе до 66 кг. Наверное, в этой категории больше рассчитывали на победителя ярыгинского турнира и бронзового призера чемпионата Европы Ильяса Бекбулатова, чем на Магомеда Курбаналиева?
— Как раз-таки мы совсем не исключали, что в весе до 66 кг у нас может появиться чемпион. В этой категории у нас есть большая группа равных по силам борцов, каждый из которых может претендовать на высокие места. Но у них были сильные конкуренты в лице осетинских атлетов Сослана Рамонова и Алана Гогаева, чьи шансы на победу расценивались ни чем не ниже, чем у наших ребят. В успех я поверил после того, как в первом же поединке Алибекгаджи Эмеев выбил из борьбы Гогаева. Эта победа в самом начале чемпионата была очень важна для нашей команды. Эмеев показал всем, что можно выигрывать у любого соперника, но только надо очень сильно этого хотеть. Алибекгаджи проигрывал со счетом 0:3, но не опустил руки, и, сначала отквитал три балла, а затем в концовке сумел вырвать победу. Кстати, на этом чемпионате было много схваток, когда отрыв в несколько баллов не приводил к успеху. Таких схваток, украшающих борьбу, стало больше во многом благодаря возращению к прежним правилам, согласно которым победитель выявляется по общему количеству набранных баллов. В этом же весе до 66 кг Курбаналиев, уступая в финале Рамонову три балла, сумел в конечном итоге выиграть поединок. А Бекбулатов, наоборот, в полуфинале с тем же Рамоновым растерял преимущество в четыре балла.
— Все говорят, что в полуфинале Бекбулатов пострадал из-за судейских ошибок. Вы согласны с этим?
— Согласен. Но вопрос: были ли это ошибки или преднамеренные действия против нашего борца? На этом чемпионате судьи так часто ошибались против нас, что я больше склоняюсь ко второму. В тоже время я бы не сказал, что Бекбулатов был в полуфинале сильнее Рамонова, но я утверждаю, что арбитры повлияли на ход встречи. В ключевом эпизоде схватки они за проведенный Бекбулатовым так называемый «обратный» дают ему один балл вместо двух и еще присуждают один балл его сопернику за отклоненный наш протест. В результате счет становится в пользу Рамонова, хотя должно быть наоборот. Будь счет в пользу нашего борца, он действовал бы иначе и, возможно, отстоял бы свое преимущество. При всем при этом повторю, что в полуфинале Бекбулатов мог бы отбороться лучше, и, вообще, мы считали, что у него больше шансов, чем у других наших ребят в этом весе стать чемпионом, но он, как и Эмеев, занял только третье место, что, впрочем, тоже неплохо. Победа Курбаналиева стала для нас в какой-то мере неожиданностью, но случайностью её назвать тоже нельзя. Этот парень, который только недавно стал выступать по взрослым, прогрессирует на глазах. На ярыгинском турнире он был пятым, на алиевском — третьим, а теперь стал первым.
— А что можете сказать о двух других дагестанских чемпионах?
— Победитель в весе до 84 кг Шамиль Кудиямагомедов рано или поздно должен был выстрелить, и вопрос заключался только в том, как скоро это случиться. В прошлом году этот борец выиграл алиевский турнир, с серьёзной травмой стал бронзовым призером молодежного первенства мира, а недавно во второй раз подряд выиграл молодежное первенство страны. В Красноярске у него была лишь одна схватка, которую можно назвать проходной, а в последующих трех он одолел своих земляков, в том числе завоевавшего, как и годом ранее, бронзовую медаль Ахмеда Магомедова, а в финале и вовсе нанес поражение лидеру последних лет в России в весе до 84 кг Анзору Уришеву.
Вот кто меня по-настоящему удивил, так это Бекхан Гойгереев. На его победу, признаемся честно, никто не рассчитывал. Вообще, о первом месте в весе до 60 кг, который для дагестанской сборной был в последние годы самым проблемным, мы и не помышляли. Хорошим бы результатом считали, если бы кто-то из наших ребят попал в число призеров. Надеялись, что это удастся победителю ярыгинского турнира в категории до 55 кг Артему Гебекову, который недавно перешел в новый вес, но он в первом же круге в напряженном противостоянии уступил Бесику Кудухову. Другому фавориту — Опану Сату — проиграл неплохо боровшийся на чемпионате Муршид Муталимов. И лишь Гойгерееву, который до Красноярска считался крепким середнячком, но не более того, удалось пройти весь чемпионат без поражений. Не скажу, что у него не было ошибок, но за счет проявленных морально-волевых качеств он сумел пройти всех соперников, в том числе в полуфинале титулованного Кудухова.
— Менее удачно дагестанские борцы выступили в весе до 74 кг, где довольствовались одной «бронзой», а в тяжелой категории вообще случился провал — впервые за многие годы в нём на пьедестале не оказалось ни одного представителя вашей команды. В чём причина?
— Итог состязаний в весе до 120 кг, в принципе, для нас был предсказуем. В отсутствие Биляла Махова и Магомедгаджи Нурасулова, которые восстанавливаются после перенесенных операций, только при очень удачном стечении обстоятельств кто-то из других наших тяжеловесов мог оказаться на пьедестале. А в категории до 74 кг, после того, как стала известна жеребьевка, в соответствии с которой все сильнейшие дагестанские борцы оказались в одной группе, а фавориты Денис Царгуш и Кахабер Хубежты — в другой, мы вправе были рассчитывать на то, что кому-то из наших ребят удастся добраться до финала. Ближе всего к этому был ставший в итоге бронзовым призером Гаджи Гаджиев, но он в полуфинале уступил ярко проявившему себя на этом чемпионате молодому осетинскому вольнику Ацамазу Санакоеву. Увы, после ухода Махача Муртазалиева вес до 74 кг остается слабым местом в дагестанской сборной, и пока мы не видим среди наших борцов тех, кто мог бы вмешаться в спор лидеров в стране в этой категории.
— Красноярский чемпионат изобиловал сенсациями. Ни одному из пяти участников Олимпийских игр не удалось избежать поражений, скромные третьи места заняли и такие большие мастера, как Хаджимурад Гацалов и Опан Сат. Означает ли это, что пришло время других борцов?
— Ясно только одно: у признанных лидеров легкой жизни не будет. У них появились серьёзные конкуренты. Но и нынешним чемпионам расслабляться не стоит. Возьмите тех же Кудухова и Царгуша. Мне кажется, из-за того, что у них почти год не было соревновательной практики, они не могли выступить лучше. Были какие-то причины и у других уже экс-первых номеров сборной. Сегодня они сдали позиции, но мастерство не растеряли, и, если сделают правильные выводы, то могут вернуться. Вся борьба впреди.
— Вы входите в тренерский штаб сборной России и, наверное, можете сказать, кто будет представлять страну на Универсиаде и чемпионате мира.
— Главный тренер национальной команды Магомед Гусейнов уже заявил в прессе, что на Универсиаду поедут чемпионы России. Исходя из результатов этих соревнований и будет формироваться сборная для участия в чемпионате мира.
Тимур РАСУЛОВ