Махач Муртазалиев: «Начало сезона обнадеживает»

 | 3 февраля 2012

— Считаю, что дагестанская команда показала хорошие результаты в Красноярске, что не может не обнадеживать перед решающими стартами олимпийского отбора, — начал Махач Муртазалиев. — Должен сказать, что в этом олимпийском цикле дагестанская сборная выступает не очень стабильно, и это связано с происходящей в ней сменой поколений. Из-за проблем со здоровьем ушли в тень лидеры, а перспективная молодежь, на которую возлагаются надежды, не торопиться занять их место. Поэтому особенно порадовался успеху в Красноярске молодого Расула Муртазалиева. После этой победы у него появился хоть какой-то шанс поспорить за место в олимпийской сборной. Прошедший турнир показал, что у нас крепкие позиции в категориях до 96 и 120 кг, в которых чемпионами стали Абдусалам Гадисов и Бахтияр Ахмедов. К сожалению, не смогли наши ребята закрепиться в весе до 66 кг, но я бы не сказал, что здесь для нас всё так безнадежно. Не будем забывать, что не смог по болезни выступить на турнире Мавлет Батыров, а он, как мы знаем, серьёзно настроен побороться за право выступить на третьей для него Олимпиаде.

— А что можешь сказать о ситуации в твоем весе — до 74 кг?

— Лидером в России в этой категории остается Денис Царгуш. После неудачи на прошлогоднем чемпионате мира победа в Красноярске ему была нужна, как воздух, и он её добился. Второе место занял Адам Сайтиев, и его выступление после столь длительного отсутствия на соревнованиях, я считаю несомненным успехом. Его возвращение усилит конкуренцию в весе до 74 кг, которая в последние годы заметно ослабла в России. Могли бы воспользоваться сложившейся ситуацией дагестанские борцы, но, к сожалению, пока никому из них не удается поспорить за лидерство в стране. Кстати, похожая ситуация в этом весе и в мире, и я совсем не исключаю, что места на олимпийском пьедестале распределятся самым неожиданным образом.

— Главными фаворитами олимпийского турнира называют Дениса Царгуша и победившего его на прошлогоднем чемпиона мира и завоевавшего там золотую медаль американца Джорждана Барроуза. Многие даже из них  двоих отдают предпочтение борцу из США…

— Барроуз — типичный американский вольник, он атакует с дистанции, силен физически, вынослив, но я бы не стал бы его причислять к бесспорным фаворитам.

— В последние годы наблюдается такая тенденция: дагестанская сборная удачно стартует в сезоне с ярыгинского турнира, а на более важном соревновании — чемпионате России несколько сдает свои позиции. Не произойдет ли то же самое в этом году?

— Думаю, результаты будут только улучшаться. В последнее время для ведущих дагестанских борцов и перспективной молодежи созданы отличные условия: проводятся дополнительные сборы, финансируются все поездки на соревнования, выделяются стипендии, а в случае успехов — и солидные премиальные. Об этом позаботились первый вице-президент Федерации спортивной борьбы России Омар Муртазалиев и президент благотворительного фонда, олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев. До них никто не проявлял такого внимания к борцам, и ребята это ценят. Не сомневаюсь, что оказываемая этими уважаемыми людьми поддержка дагестанской сборной обязательно принесет свои плоды. 

— В прошлом году ты после долгого перерыва вернулся на ковер, но на чемпионате России снялся с поединка из-за травмы плеча. Как сейчас чувствуешь себя?

— Меня чуть ли не с детства беспокоило плечо и с каждым разом оно доставляло мне всё больше проблем. Полтора месяца назад я прооперировался в Германии. В соответствии с рекомендациями немецких врачей, мне три-четыре месяца нужно сохранять покой, потом можно постепенно втягиваться в тренировочный процесс, но работать на ковре надо начинать не раньше, чем через восемь месяцев, а участвовать в соревнованиях я смогу только через год.

— Кажется, Сагид Муртазалиев, говоря о тебе, заметил, что с такой травмой не борются.

— Действительно, для борцов нет ничего худшего, чем травма плеча. Многие из-за этого уходили из борьбы. Вспомните хотя бы Велихана Алахвердиева. Талантливый борец, он был первым номером в России, но из-за повреждения плеча в молодом возрасте вынужден был завершить карьеру. Сейчас в моем положении сложно говорить, буду я бороться или нет. Всё зависит от того, как я себя буду чувствовать.

— Обычно борцы возвращаются перед Олимпиадой, чтобы попытаться попасть на эти соревнования. А через год будет у тебя желание начать всё сначала?

— Не знаю, что будет через год, но в прошлом сезоне я на самом деле вернулся во многом потому, что было огромное желание побороться за право выступить на второй для меня Олимпиаде.

— Теперь все твои олимпийские надежды связаны с братом Мусой, который также выступает в весе до 74 кг. Помогаешь ему?

— Конечно. Он тренируется в Хасавюрте, и я бываю с ним в зале. Муса начнет сезон в марте. У него была небольшая травма, поэтому решили стартовать позже остальных — с чемпионата Европы. А затем в апреле ему надо побороться за олимпийскую лицензию на квалификационном турнире в Болгарии. Хотелось бы сразу решить эту задачу, чтобы спокойно готовится к олимпийскому турниру в Лондоне.

Мурад КАНАЕВ

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»