Монгольские встречи Маирбека Юсупова

 | 25 июля 2016

Маирбек Юсупов побывал в Монголии по приглашению Олимпийского комитета этой страны.

Маирбек Юсупов на приеме в Олимпийском комитете Монголии

Своими впечатлениями от этой поездки старший тренер сборной Дагестана поделился с корреспондентом wrestdag.ru.

— Кто вас пригласил, какова была цель вашей поездки.

— В середине 1980-х я работал со сборной Монголии и с тех пор поддерживаю отношения с коллегами, бывшими своими подопечными. Ребята из той сборной сегодня успешно работают в спорте, другие преуспели в политике, бизнесе. Все эти годы мы контактировали, сотрудничали, они отправляли к нам на сборы своих вольников, однажды дагестанская команда ездила к ним, там мы вместе тренировались, провели товарищескую матчевую встречу. Так что звонку из Монголии я не удивился, но сейчас ко мне обратились не мои монгольские друзья, а руководители Олимпийского комитета этой страны. Со мной говорил исполнительный директор комитета, бывший министр спорта Зориг Батор. Речь шла об оказании помощи в подготовке монгольских участников олимпийского турнира по борьбе. Я провел по пять дней на спортивных базах женской и мужской сборных, консультировал коллег, участвовал в тренировочном процессе.

— И как там проходят сборы, в каких условиях тренируется монгольские сборники?

— Я внес лишь незначительные коррективы в программу сборов и планы тренировок, которые мало чем отличаются от наших. Основная работа была непосредственно на ковре. За пять дней многому не научишь, но, по крайней мере, мои советы и подсказки борцы и тренеры выслушивали с благодарностью, старались им следовать, а значит польза от этого будет. Должен сказать, что с монгольскими борцами одно удовольствие работать, они трудолюбивы и послушны, на сборах царит жесточайшая дисциплина. Правда, некоторые вещи кажутся необычными. Например, перед отбоем все выходят на построение и, приложив руку к сердцу, поют гимн страны. Или взять религиозные буддийские обряды. На одном из них я присутствовал. Священнодействие проходило в борцовском зале, приглашенный буддийский гуру — лама читал проповедь, зажигал благовония, все борцы пили святую воду. Работая в другой буддийской стране — Южной Корее, я такого не наблюдал, хотя там тоже уделяется немалое внимание патриотическому и религиозному аспектам воспитания.

Что касается условий, то они оставляли желать лучшего. База, где тренировались девушки, находится примерно в 50 километрах от Улан-Батора. Вернее, это обычный дом отдыха, на его территории возвели зал на два ковра, постройки для жилья спортсменов и игровые площадки с искусственным покрытием. Кругом степь, холмы, едва покрытые зеленью, юрты кочевников-скотоводов. Пейзаж — не ахти какой, но других в Монголии нет. Вольники готовились в 420 километрах от столицы и в 60 километрах от ближайшего города — Эрденет. Эту базу тоже никак не назовешь современной, но монгольские борцы, похоже, на это не обращают внимания, они привыкли к неказистой обстановке, к аскетическим условиям и даже могут спокойно обходиться без Интернета и телевидения. В беседах со спортивными чиновниками Монголии, коллегами я говорил, что в 21 веке нельзя сборным готовиться в таких условиях. Они и сами это понимают, планы улучшения инфраструктуры спортивных баз у них есть, но по каким-то причинам реализовать задуманное не удается.

— Сейчас многие сборные, готовясь к Олимпиаде, участвуют в совместных сборах или приглашают спарринг-партнеров. Монголы не пошли по этому пути?

— На женском сборе приезжих не было. Там девушкам помогали ребята. А к вольникам приехали трое якутских борцов с тренером Степаном Сивцевым. Якуты и монголы часто ездят друг к другу на совместные сборы. Спарринг-партнеров там хватало, за исключением борцов полутяжелого и особенно тяжелого весов. Я спрашивал, как такое возможно, что тяжеловесу не с кем работать в паре, проводить спарринги? Мои коллеги сослались на прошедшие на днях всемонгольские спортивные игры Надом, в которых принимали участие все ведущие тяжеловесы страны.

— Неужели эти игры настолько важны, что члены сборной могли себе позволить не приехать на предолимпийский сбор, когда их помощь товарищам по команде особенно нужна?

— Эти игры для них святое. Представьте себе, в состязаниях по национальной борьбе участвовали 1024 человек. Разыгрывались призы только в одной категории — абсолютной. В обоих полуфиналах встречались вольники с дзюдоистами. Интерес к  их поединкам подогревался тем, что представители этих единоборств вечно конкурируют между собой, и на этот раз в принципиальных схватках сильнее оказались вольники. А тот из них, который выиграл в финале, получил в качестве вознаграждения две «Тойоты-двухсотки».

— На ваш взгляд, кто из монгольских олимпийцев способен завоевать медали на борцовском турнире в Рио?

— На Олимпиаду попали четыре девушки и все шесть вольников, и это уже сам по себе хороший результат. В первую очередь я бы выделил действующую чемпионку мира Баттцецег Соронзонболд (63 кг), она может претендовать на «золото». Другим девушкам по силам войти в число призеров, особенно чемпионке Азии этого года Отгонцецег Давасух (53 кг). К числу фаворитов турнира вольников я бы отнес призеров чемпионата мира Бехбаяра Эрденебата (57 кг) и Мандахнарана Ганзорига (65 кг).

Надо сказать, что монголы заждались олимпийского «золота» в борьбе. В дзюдо и боксе у них есть по одному олимпийскому чемпиону, а в более популярной в их стране борьбе —  пока лишь только призеры Игр.

— Скажите, в Монголии что-нибудь знают о том, что натворили их судьи на чемпионате России в Якутске?

— Там внимательно следят за всем, что происходит в российской борьбе, и все, с кем я встречался в эти дни, видели эту злополучную схватку Лебедев — Мусукаев и знают, что потом случилось. Моим монгольским друзьям было неловко за своих земляков, за то что они повели себя так недостойно. Один из них, судивший на ковре тот полуфинал, пришел на встречу со мной. Он чувствовал себя виноватым, говорил, что его использовали, что он вынужден был подчиняться решениям судейского жюри, в состав которого входил и его соотечественник. Мне было бы интересно повидать и этого монгольского арбитра из жюри, но он отдыхал в Болгарии. Кстати, он будет судить на Олимпиаде, хотя Михаил Мамиашвили не раз заявлял, что сделает всё, чтобы его не было на турнире в Рио.

— Какие еще были интересные встречи?

— Я повидал многих своих учеников, многих тренеров, с которыми работал раньше. Особенно рад был встрече с Дамдиншаравом, с ним мы работали в сборной Монголии, он был хорошим вольником, боролся на равных с Али Алиевым, становился призером Игр-1968 в Мехико. Не удалось пересечься разве что с моим учеником и другом Батулом, он был в отъезде. Но я побывал на воздвигнутом на его средства культурно-историческом комплексе неподалеку от Улан-Батора, ставшего одной из достопримечательностей Монголии. Комплекс представляет собой 40-метровый монумент Чингисхана и расположенные под ним музей и ресторан.

Должны были встретиться и с президентом Федерации борьбы Монголии, легендарным сумоистом Асошорю, созванивались, но он сопровождал японскую делегацию, и мы с ним так и не состыковались. Мне от его имени вручили орден Федерации борьбы. Наградил меня своей медалью и Олимпийский комитет Монголии.

 — А не звали поработать там?

— Об этом шла речь, но у меня сейчас несколько другие планы, и я не был готов обсуждать этот вопрос. В тоже время я сказал своим монгольским друзьям, что, как и прежде, готов сотрудничать с ними и помогать им, чем могу.

Тимур РАСУЛОВ

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»