— Чем вы занялись сразу после Олимпийских игр?
— После Олимпиады я поехала домой в Тулун. Удалось мне это сделать, правда, не сразу. Было много пресс-конференций, поздравлений, разговоров, встреч. Но уже 18 августа я добралась до родного Тулуна. У мамы как раз был день рождения. Я приехала счастливая, с подарками, цветами и медалью. А потом еще раз удалось съездить домой на День города. Я пригласила с собой подругу, коренную петербурженку, и очень хотела ее чем-нибудь эдаким удивить.
— Что придумали?
— Искупать ее в Байкале и попарить в бане. И вот мы прямо после парилки ныряли в озеро, а потом ели омуля и отдыхали. Было весело.
— После победы на Играх вы сказали, что у вас особые планы на постолимпийский период — свадьба. Вы выходите замуж?
— Дело было так: журналисты спросили меня, собираюсь ли я замуж. Я ответила, что посмотрю после Олимпиады. Они обрадовались: а, после Олимпиады Воробьева замуж выходит! В результате мне звонит мама в полном шоке. В общем, пишут, что хотят. А в действительности замуж я пока не собираюсь. Если выходишь замуж, то нужно рожать детей. А так как я тренируюсь, то пока к семейной жизни не готова. Хотелось бы до 25 лет себя полностью посвятить спорту. Мое сердце свободно. Можете так и написать.
— Тогда непосредственно о спорте. Александр Карелин утверждал, что прием «мельница», при помощи которого вы одолели болгарскую спортсменку Станку Златеву Христову, под силу даже не каждому мужчине? В чем его сложность?
— Не такой уж он и сложный. Просто нужно чувствовать схватку, борьбу, соперника и поймать нужный момент.
За три месяца до Олимпиады в команде cменился старший тренер, пришел Юрий Шахмурадов. Это великий тренер, настоящий профессор борьбы. Я работала с ним, он наблюдал за мной и пытался довести мои приемы до какой-то универсальности.
Во время финальной схватки с болгаркой я даже сама не поняла, что сделала. Как-то автоматически получилось залететь в «мельницу». Руки, ноги, все само встало туда, куда надо. А это то, над чем мы вместе с Юрием Аванесовичем и работали. За счет этой работы я выиграла все четыре олимпийские схватки.
— Как вы думаете, какие чувства сейчас испытывает Станка?
— Предполагаю, что она очень зла на меня. Станка — пятикратная чемпионка мира, но до сих пор не выигрывала Олимпийских игр. Я бы на ее месте тоже злилась и расстраивалась. Чисто по-человечески мне даже неудобно перед ней.
Но в спорте может быть только один победитель. Даже на Олимпиаде наш поединок периодически перерастал в бойню. Когда бьешься в финале Олимпиады за золото, то забываешь о женских качествах, включаешь «пробитого» спортсмена и борешься до конца.
— В боксе существует так называемая дуэль взглядов. В борьбе такое есть?
— Если честно, я этим приемом пользовалась на Олимпийских играх перед финалом с болгаркой. Станка разминалась, вся в поту уже. А я просто лежала на ковре и смотрела на нее. Она аж ушла из зала. Видно было, что человеку не нравится, когда противник за ней так равнодушно-расслабленно наблюдает. Была ли это внутренняя уверенность с моей стороны? Скорее, это была наглость. Вообще, мы обе очень уверенно выходили на ковер, но свое выражение лица я никогда не забуду. Уже после Олимпиады посмотрела: вроде такая девчонка с косичками, а взгляд — как у быка на красную тряпку.
— Во время финального поединка на трибуне за вас болела Елена Исинбаева. Вы с ней знакомы?
— Дело в том, что окружение Елены Исинбаевой тоже связано с борьбой. Мы с ней были заочно знакомы, а в Лондоне познакомились официально. Когда у Елены закончились соревнования, она приехала на мой поединок и целый день просидела в зале с командой поддержки, болела, переживала.
Когда мы вернулись в Москву, то жили в одном номере. Потом полетели с ней в Дагестан по специальному приглашению главы республики. И вот до сих пор общаемся. В конце ноября Елена должна приехать в Санкт-Петербург. Я обещала ее встретить.
— Ваш личный тренер в Санкт-Петербурге Дмитрий Герчегло долго не отпускал вас в основную сборную. Уговаривали ли вы его тогда изменить решение или полностью доверяли его мнению?
— Своему тренеру полностью доверяю. Когда я в 16 лет приехала тренироваться в Петербург, тренер стал для меня папой и мамой. Считаю, что он очень правильно сделал, что не отпускал меня на взрослые сборы. Меня вызывали еще с 17 лет, а он все время старался какими-то обходными путями меня не отпускать. Думаю, правильно тренер делал. Я спокойно боролась на чемпионатах Европы и мира на молодежном уровне. И к Олимпиаде подошла, в принципе, здоровой.
Сейчас, честно говоря, 90% взрослой сборной переломано. У всех какие-то проблемы со здоровьем. Сложно обойтись без травм, когда спортсменке лишь 16–17 лет и организм еще не сформировался, а на ней 30-летняя женщина приемы отрабатывает.
— Правда, что ваш талисман — пластмассовый заяц, которого вам когда-то подарил поклонник?
— Этим зайцем меня все терроризировали, постоянно спрашивали про талисман. А я — человек несуеверный и брала его с собой пару раз просто для приличия. Журналистам надо же что-то написать, вот я им информацию и даю.
— То есть у вас нет никаких талисманов и суеверий?
— У меня нет никаких плюшевых медведей, с которыми сплю с восьми лет. Я нормальный, адекватный человек. Это раньше, например, ходила бороться с одним и тем же платком. Сейчас каких-либо суеверий у меня вообще не осталось. Я не переживаю, что если не возьму с собой зайца, то не выиграю Олимпиаду. Спортивные результаты все-таки от другого зависят.
— Удается ли вам совмещать спорт и учебу?
— Да, учусь на экономическом факультете одного из санкт-петербургских вузов по специальности «реклама». Времени на посещение университета крайне мало. Но надеюсь в следующем году все же защитить диплом. Кроме того, когда я выиграла чемпионат России, то вступила в ряды Вооруженных Сил. Сейчас я уже младший сержант. Когда получу высшее образование, стану лейтенантом. Звание и определенная зарплата никогда не будут лишними.
Выиграю или не выиграю Олимпиаду-2016, в любом случае буду при звании, должности и хорошей работе. Если есть возможность, нужно брать всё. Поэтому, когда окончу экономический факультет, то планирую поступить на юридический. А параллельно сейчас учусь в университете им. Лесгафта, чтобы у меня было тренерское образование.
— Задумываетесь о карьере тренера?
— Скорее нет, чем да. Постоянно вспоминаю, каким капризным ребенком сама была и насколько тяжело приходилось моему тренеру.
Опять же, если быть тренером, то надо будет много времени проводить на сборах. Снова придется часто уезжать из дома, не видеться с родными. Я ведь женщина, и когда-нибудь у меня будет своя семья, дети. Из-за постоянной разлуки я буду переживать, они будут переживать. Вот этого бы мне не хотелось.
— Тогда чем бы вы хотели заниматься после завершения спортивной карьеры?
— Думаю, в будущем мне хотелось бы основать свой бизнес. Какой именно, пока не знаю, но в последнее время задумываюсь о том, чтобы остаться в спортивной сфере. Я могла бы заниматься организаторской деятельностью, работать во благо российского спорта. Еще, как вариант, хотела бы работать в прокуратуре. К примеру, советником по особо важным делам. А вот в суд ни за что не пошла бы. А то потом в рай не попаду!
— Вы уже около шести лет живете в Санкт-Петербурге. После сибирской зимы капризы питерской погоды вас не смущают?
— На самом деле, в Иркутской области лето это всегда настоящее лето, а зима — это зима. Вот этой слякоти, ветров, которые аж до мозга костей тебя протряхивают, там не бывает. Первое время, когда я переехала в Питер, для меня было дикостью, что ноги постоянно мокрые. По пять раз в день меняла носки. Но почему-то я все равно не успеваю разочароваться в петербургской погоде. Может быть, потому, что все время в разъездах и переездах. Поэтому когда возвращаюсь в Петербург, то всегда еду туда с радостью. За последние годы этот город стал для меня родным и любимым. Сейчас я снимаю здесь квартиру, но наше государство обещало подарить мне собственное жилье.
— На родине вас узнают?
— Я приехала домой после Олимпийских игр, а ко мне повсюду подходят взрослые люди и поздравляют. В «О’Кее» подошла бабушка,взяла меня за руки и говорит: «Спасибо тебе, доченька, за победу!» А я стою и даже не знаю, что сказать.
На почту в Тулун пришло письмо без моего адреса, с надписью: «Наталье Воробьевой, олимпийской чемпионке». Весь город знает, где я живу, поэтому письмо я в итоге получила. Оказалось, что оно от столетнего дедушки, которого дети лет 30 назад забрали из Тулуна в Подмосковье. Его даже мама моя вспомнила. Думаю, когда во время подмосковных сборов у меня будет время, то я обязательно приеду к нему в гости.
— А необычные знакомства были?
— Недавно в одном московском ресторане ко мне подошли парни-дагестанцы. Один из них достал мою фотографию и говорит: «Я тебя узнал!». Кстати, в этом же ресторане отдыхал известный футболист «Анжи» Роберто Карлос. Мои подруги очень хотели сфотографироваться вместе с ним и со мной. Подошли к бразильцу и, махнув руками в мою сторону, сказали: «Olympic Games! Wrestling! Champion!» Он удивился, но в снимке не отказал и потом весь вечер не сводил с меня глаз!
Когда я уходила, подошла к нему попрощаться, а он печально вздохнул и поцеловал меня в щечку. Возвращаюсь к подругам и говорю: «Вау, меня поцеловал сам Роберто Карлос!»
— С чего бы вы посоветовали начать заниматься спортом человеку, который раньше с физкультурой не дружил?
— С бега. Когда человек бегает, у него работают все мышцы. Время пробежки не должно быть меньше 30 минут, иначе она будет малоэффективной. Например, ко мне обратилась за советом подруга, которая хотела избавиться от лишних килограммов. Я посоветовала ей начать бегать, и в результате, она заметно похудела.
Сейчас у желающих заниматься спортом есть огромный выбор вариантов — фитнес-клубы, спортзалы, бассейны, стадионы. Каждый может выбрать, что ему больше по душе. Опять же надо исходить из конкретных пожеланий. Хочется ноги подкачать — приседай. Хочешь руки красивые — с гантелями занимайся.
— Вы ограничиваете себя в еде?
— Нет. Я очень люблю вкусно покушать, а мой вид спорта это позволяет. Диеты не придерживаюсь — проблем со сгонкой веса нет. В последнее время я полюбила готовить.Конечно, после тренировки намного проще заехать в ресторан. Но иногда стараюсь пораньше освободиться, приготовить дома что-то вкусное, включить телевизор и отдохнуть от суеты. Правда, часто приходится прибегать к помощи мамы — времени на готовку во время сборов мало, рецепты забываются. Недавно дошло до смешного: я собралась готовить блины и забыла, сколько муки надо класть! Мама долго надо мной смеялась и спросила, в своем ли я уме. Ведь дома я пекла блины сотни раз.
Екатерина МУХЛЫНИНА