Нугзар Журули с главным тренером сборной Дагестана Сажидом Сажидовым
на Гран при «Иван Ярыгин»-2014
— Вы родились и выросли во Владикавказе и являетесь коренным жителем столицы Северной Осетии…
— Везде, где бы ни находился, представляюсь как осетин. Мой отец — грузин, а мама — осетинка. Говорю на чистом осетинском языке, уважаю Грузию. Владикавказ — мой родной город, здесь не счесть моих друзей. Вот и сейчас, когда приехал домой, понял, что меня здесь любят, помнят, уважают.
— Было бы интересно узнать больше о вашей семье.
— Семья состоит из врачей. Супруга Фатима — врач-невропатолог, сын Георгий — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой в Московском государственном медико-стоматологическом университете имени академика А. Евдокимова. Сам я тоже профессор, доктор наук, главный врач клиники при университете. Невестка Екатерина — тоже стоматолог, она аспирантка. Внуку Владимиру исполнилось 9 месяцев. Георгий хоть и родился в Москве, ежегодно приезжает в Осетию, считает себя истинным осетином, знает обычаи и традиции своего народа.
— Нугзар, сыновья часто идут по стопам отца…
— Он тоже боролся и подавал большие надежды, были успехи, но получил серьезную травму, вылечился, тоже занялся судейством на ковре. Но верх взяли учеба и тяга к вершинам медицины. Выбор был правильным…
— Помните, что ровно полвека назад вы первый раз стали чемпионом России?
— Да, хорошее было время… Чемпионат проходил в Якутии. После этого вольная борьба стала очень популярной в нашей республике. Тамошние «вольники» Роман Дмитриев, Павел Пинигин, Сергей Захаров выиграли золотые медали. На высшую ступень пьедестала из наших спортсменов, кроме меня, тогда поднялись Эдуард Гегеев (78 кг), полутяжеловес Василий Парастаев и тяжеловес Бибо Дзуцев.
— Вы выступали в одном весе с победетелем чемпионата мира Юрием Гусовым…
— Мы с ним были не только соперниками на ковре, вместе учились в одном классе в школе. Случалось, что жребий нас сводил уже в первом круге. Так было и в Якутске. Судьи зафиксировали ничью, а дальше шел тот, кто больше одержал побед на туше и больше поединков провел. Мы с Юрой были словно братья родные, жаль, что его нет сейчас рядом с нами.
— Кроме судейства на ковре вы еще комментировали борцовские соревнования…
— Много чемпионатов, крупных турниров приходилось обслуживать как арбитру и главному судье, но выступал и в качестве комментатора. На последнем чемпионате мира комментировал поединки по греко-римской борьбе. Этот вид спорта подвергается критике, и вот почему. Специалисты говорят — есть японская борьба сумо, где супертяжи выталкивают друг друга с ковра. То же самое «классики» делают сегодня… Мы с олимпийским чемпионом Шамилем Хисамутдиновым насчитали двенадцать приемов, которые борцы не применяют в соревнованиях. Другое дело — встречи «вольников»: есть зрелищность, техника, тактика, а это нравится болельщикам, приятно следить за ходом поединков.
— Кто понравился вам из осетинских «вольников» на последнем чемпионате мира?
— Сборная России в Ташкенте боролась великолепно. Шутка ли — выиграть пять золотых медалей из семи! Бесспорно, Хаджимурат Гацалов является сильнейшим тяжеловесом в мире, чудеса на ковре творили Хетаг Цаболов и Сослан Рамонов. В общем, сборная страны осетинскими борцами не оскудеет никогда!
Р. ЛАГКУЕВ