У первого вице-президента ФСБР, курирующего женскую борьбу, руководителя попечительского совета сборной Дагестана, бизнесмена и филантропа полно дел и забот, но вот уже на протяжении шести лет в октябре он выкраивает время, чтобы пробежаться по улицам британской столицы. А ведь и возраст у него далеко не юный – 2 ноября Омар Магомедович разменяет шестой десяток, однако его здоровью и физическим кондициям могут позавидовать иные молодые люди, что он продемонстрировал и на этот раз, преодолев 21-километровую дистанцию популярного полумарафона.
– Я люблю бег, это лучшее средство для поддержания себя в тонусе, – говорит Омар Муртузалиев. – А полумарафон для меня испытание, преодоление себя, и он требует волевых усилий не меньше, чем физических. Признаюсь, у меня были сомнения, стоит ли бежать на этот раз, так как я не имел возможности в должной мере подготовиться. И знаете, что меня вдохновило, придало сил? Победы наших парней и девушек в Нур-Султане. Они преодолели себя, порадовали нас, вот я себе и сказал: «Не отступай, иди и сделай это!». Со мной бегут мои сыновья Тимур и Ахмед, и я им тоже должен подавать пример. Мы входим в дружную команду благотворительного фонда Tiko, в работе которого принимает участие Тимур. Одно из основных направлений деятельности фонда – содействие молодым людям из малообеспеченных семей в поступлении в вузы. Бывает, что с нами бегут и эти ребята, которым помогли.
– Чем-то отличался нынешний полумарафон от прежних?
– Ничем, если не считать, что на пунктах приема воды заменили пластиковые бутылки бумажными стаканчиками. И с точки зрения экологии верное решение, и чище стало, чем раньше, когда повсюду валялись бутылки. Как и прежде всем преодолевшим финишную черту вручали медали, у меня уже их шесть штук. Бежали по тем же улицам, и также было много людей. Обычно количество участников забега колеблется в пределах от 25 до 30 тысяч. Кого только не увидишь там – и людей в почтенном возрасте, и с явно избыточным весом. Кстати, их присутствие на маршруте тоже вдохновляет. Порой смотришь на них и думаешь: если они, пожилые и неспортивные, бегут, стараются изо всех сил, то ты просто не имеешь права не добежать до финиша.
– И как добежали?
– Легче, чем я ожидал. Прежде я всегда старался превзойти по времени свои предыдущие результаты, поэтому со старта начинал в высоком темпе, а потом уже бежал, как получится. На этот раз, поскольку был не в том состоянии, когда можно было думать о рекордах, избрал иную тактику, распределив равномерно силы на всю дистанцию. Конечно, к концу подустал, забились ноги, но в такие минуты всегда важны психологический настрой и мотивация. Знаете, я часто об этом говорю с девочками из нашей сборной, стараюсь их убедить, что все они обладают большим потенциалом и ничуть не слабее соперниц, которым проигрывают. Так оно и есть, но только им надо поверить в себя, выходить на каждую схватку с настроем во что бы то ни стало победить, и тогда всё у них будет получаться.
– Примерно так, как на недавнем чемпионате мира?
– Да, именно. После неудач в Париже и Будапеште наши девчата показали один из лучших результатов за всю историю участия женской сборной России в этих соревнованиях. В общем зачете они заняли второе место, не намного отстав от японок. Можем же, если захотим! Жаль только, что олимпийских лицензий недобрали. Но с таким настроем, с каким они боролись в Нур-Султане, им по плечу и эту задачу успешно решить на предстоящих лицензионных турнирах.
– В число ваших подопечных входят и дагестанские борцы, порадовались за них в Нур-Султане?
– Конечно! Всё удачно сложилось и для дагестанских вольников и, в целом, для сборной России. Хотя замечу, что я не совсем был согласен с тем, как формировался состав. Это касается некоторых весов, где критерии и условия отбора в сборную вызывали сомнения, и об этом я сказал на заседании федерации. Все должны быть в равных условиях, все должны иметь шанс попасть в сборную, и никому не дано право игнорировать эти принципы.
– Как-то вы говорили о своем желании пробежать Лондонский полумарафон дагестанскими борцами. Всё остается в силе?
– Эта идея остается в силе, пока я буду участвовать в полумарафоне, а завершать с этим делом я не собираюсь. Посмотрим, может, удастся реализовать задуманное после Игр в Токио. Надо только выступить успешно, а я надеюсь, что так оно и будет.
Арсен МАГОМЕДОВ