Победителя первенства мира торжественно встретили в аэропорту

 | 19 августа 2015

Сегодня в Махачкалу вернулся обладатель золотой медали юниорского первенства мира Гаджи Набиев.

Напомним, что эти соревнования проходили в бразильском городе Сальвадор. Там в составе сборной России выступали пятеро дагестанских вольников, трое из них — Гасангусейн Бадрудинов (55 кг), Гаджимурад Рашидов (60 кг) и Арсенали Мусалалиев (84 кг) — удостоились бронзовых наград, а Гаджи Набиев (74 кг) поднялся на высшую ступень пьедестала. С победителем первенства побеседовал корреспондент wrestdag.ru.

— Все чемпионы говорят, что по-настоящему осознание значимости победы приходит только по возвращении домой. Это так?

— На самом деле, когда я выиграл в финале и затем, когда мне вручили медаль, у меня не было каких-то особых эмоций. К тому же там была такая обстановка, что о своей победе я и не думал. У нашей сборной не всё складывалось удачно, переживал за ребят, старался их как-то поддержать. Каждый из них мог бы победить, но, к сожалению, не получилось. Только сейчас, когда вернулся домой, когда увидел радостные лица встречающих, ощутил прилив эмоций. Меня еще ждет встреча в родном селе Ботлих, и там, наверное, будет еще более волнительно. Мне на мобильник земляки присылали сообщения с поздравлениями, писали, что весь Ботлих радуется моей победе. В нашем селе никто прежде не добивался такого результата, тогда как чуть ли ни каждое соседнее село может похвастаться своими известными борцами и бойцами. Приятно, что я порадовал своих земляков, своих близких.

— Вернемся к событиям на первенстве мира. Ты тяжело продвигался по турнирной сетке, хотя поначалу соперники у тебя были не самые сильные. В чем причина?

— В первой схватке я с большим трудом выиграл у латыша — всего лишь с разницей в один балл. Не знаю, что со мной происходило, но у меня ничего не получалось. Может быть, причина — в акклиматизации. Другие наши ребята тоже боролись не так, как они умеют. А посмотрите, как успешно выступили иранцы и азербайджанцы. Говорили, что они приехали заранее, чтобы пройти акклиматизацию. Мы же прибыли впритык, и, наверное, в этом дело.

— Во втором круге ты тушировал соперника из Туркмении, правда, до этого счет был 6:6…

— Помимо того, что я чувствовал себя неважно, я еще психологически неверно подошел к первым двум схваткам. Я думал, что без проблем в них добьюсь побед, и заранее настраивался на турка, которому уступил на прошлогоднем первенстве Европы.  Но турок во втором круге неожиданно проиграл колумбийцу.

— После колумбийца, которого ты выиграл достаточно уверенно, со счетом 5:1, тебе уже пришлось бороться с куда более сильными соперниками. Что случилось в полуфинальном поединке с грузином Тарзаном Майсурадзе, в котором ты чудом избежал поражения?

— Ему я в прошлом году проиграл на турнире в Турции. Он сильный борец, но в этой схватке он хотел выиграть на «пассивах». Сам не боролся и не давал мне бороться, держа мои руки. Не знаю, как мне это удалось, но на последних секундах при счете 1:1 я его вытолкнул с ковра и заработал победный балл.

— В финале ты встречался с иранцем Резой Музафаржуйбари, который в предыдущих четырех поединках  всех своих соперников победил досрочно. Ты знал об этом, видел его схватки?

— Он произвел на меня впечатление еще на турнире в Турции. Там он всех разнес, в том числе грузина Майсурадзе, у которого выиграл со счетом 10:0. Но, тем не менее, на финал я выходил только  с мыслью о победе, о другом вообще не думал. В прошлом году я неудачно выступил на первенстве Европы, и у меня оставалась последняя возможность чего-то добиться среди юниоров. Этот шанс я не имел права упускать. К финалу у меня было время отдохнуть, и я уже чувствовал себя гораздо лучше, чем в первых схватках. Иранец меня не удивил, он постоянно напирал, пытался загнать меня. Вообще-то, все иранцы сейчас борются в такой манере. А может, ему подсказали так действовать тренеры, которые, возможно, по предыдущим моим схваткам сделали выводы, что у меня проблемы с выносливостью. Но на этот раз я хорошо дышал и спокойно контролировал ход схватки. Я её хоть и выиграл с небольшим преимуществом — 7:5, но с самого начала ни на секунду не сомневался в победе.

— Расскажи о себе, как увлекся борьбой, кто привел тебя к победе?

—  Всё началось с моего отца, это было его желание, чтобы я и мои трое младших братьев занимались борьбой. Он нам говорил, что для него важно, чтобы мы выросли здоровыми, крепкими людьми, а станем ли мы олимпийскими чемпионами — это дело второе. Серьезно я начал заниматься борьбой в спортивном училище им. М. Базарганова в Кизилюрте, куда переехал из Ботлиха в 2007 году.  А уже в 2012 году я перебрался в Махачкалу. Жильё мне и моим двум младшим братьям предоставил дядя. Все мы занимаемся в динамовской школе. Меня тренирует Али Алиев, под руководством которого я добился всех значимых результатов в своей карьере. Мне помогает и его отец Иманмурза Алиев. Мне повезло, что этот выдающийся тренер старается уделить мне внимание, жаль только, что в связи с тем, что он сейчас работает в Кизляре, мы нечасто видимся.

— Как-то на турнире в Хасавюрте тебя секундировал Юсуп Абдусаламов, ныне возглавляющий сборную Польши. Что вас связывает?

— Мы — земляки, и Юсуп тоже старается мне помочь. В прошлом году он меня пригласил на сборы в Польшу, там я с большой пользой провел время, сильно прибавил во всех отношениях.

— Какие планы на этот год?

— Собираюсь в Новогорск. Через несколько дней там начнется сбор главной команды страны, на который вызвали 16 юниоров, в том числе и меня. Будем помогать ведущим нашим борцам готовиться к чемпионату мира. Осенью планирую побороться на турнирах. Пока могу лишь сказать, что точно приму участие в турнире на призы Юсупа Абдусаламова. Он пройдет в Ботлихе, и земляки меня не поймут, если я на нём не выступлю.

Арсен МАГОМЕДОВ 

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»