— Медалей могло быть и две, — начинает разговор Руслан Сосланович с Иваном Вербицким. — Я надеялся на Алдатова. Но история с Пекином-2008 повторилась один к одному. Ничего не изменилось.
— Ибрагим сам виноват в своем поражении в схватке 1/8 финала Анзору Уришеву из России?
— Сейчас у нас такие спортсмены, которые вряд ли скажут, что виноваты сами. Вот те представители сборной России, которые не завоевали золотых медалей, свою вину признают. Бесик Кудухов, получив серебро, сказал: «Я сам виноват, потому что должен был только золото брать». Чемпион мира Билял Махов, который взял бронзу, говорит: «Я был прекрасно готов, но сам допустил ошибку, где-то не так отборолся». О чемпионе Европы Абдусаламе Гадисове (до 96 кг), которому еще до Олимпиады повесили на шею золотую медаль, вообще молчу. Он прилетел домой и его до сих пор не могут найти. Абдусалам скрылся, потому что ему стыдно смотреть людям в глаза.
— У нас по-другому?
— Я не знаю, как у нас. Точнее, я знаю, как у нас. У нас стыд имеют единицы. У нас виноваты все, кроме спортсменов. Я сказал Алдатову, что за два месяца к Олимпийским играм не готовятся. Он говорит, что дома тренируется. Но этого недостаточно, чтобы привезти медаль Олимпиады. Двух месяцев, в течение которых мы провели интенсивные сборы, недостаточно, чтобы пройти пять олимпийских схваток.
— Пять проходов в ноги и четыре из них проиграны течение одного периода — никогда бы не подумал, что Алдатов способен бороться так примитивно…
— Значит, физически, функционально он был не готов. Эльбрус Тедеев выиграл третью свою Олимпиаду. Между первой и третьей — 12 лет жизни в спорте. За все это время не припомню ни одного эпизода, когда бы Эльбрус пропустил полгода тренировок. Есть сборы или нет, дома он или где-то, Тедеев всегда был на ковре, всегда находил время тренироваться.
— Накануне Олимпиады вы хотели закрыть спортсменов на базе сразу на полгода…
— За полгода спортсмен также не может подготовиться. Олимпиада в Лондоне закончилась 12 августа, а 13-го начался цикл подготовки в Бразилию-2016. В моей тренерской практике еще не было таких людей, которые за полгода-год начали тренироваться и стали олимпийскими чемпионами. Какими бы сильными они ни были. Готовиться надо четыре года: быть в форме, быть начеку, анализировать промахи, не допускать расхлябанности. Только так можно стали олимпийским чемпионом.
— У Алдатова была сложная сетка — сначала чемпион мира Заурбек Сохиев из Узбекистана, затем двукратный чемпион Европы Уришев …
— У Валерия Андрейцева сетка была еще тяжелее. Только Валерия как основного соперника никто не воспринимал, а Алдатова воспринимали как главного претендента на медаль. Да, он первый номер, но внутри страны. За пределами Украины его уже никто не считает первым номером. Как выходить из этой ситуации главному тренеру?..
— Вы не задумывались над тем, что наши лидеры — те же Алдатов с Федоришиным, а также Андрей Стадник — уже прошли свой спортивный пик?
— Мне трудно судить, эти спортсмены остановились в своем развитии. Сказалось то, что в сборной страны отсутствует конкуренция. На лидеров это влияет очень сильно. Они в определенной мере успокаиваются. Отсутствие перспективных молодых людей, которые могут создать конкуренцию — вот единственная проблема, с моей точки зрения. После пекинской Олимпиады я допустил серьезную ошибку. Заключается она в том, что я неактивно привлекал к выступлениям на международном уровне вторых номеров. Стоило в каждом весе, где были лидеры, выделить по два-три человека. В течение четырех лет из них можно было что-то слепить. После Лондона такой ошибки уже не допущу. Больше внимания буду уделять молодежи. Хотя бы потому, что в промежуточном между юниорским и взрослым возрастом немало борцов оставляет спорт.
Потому возьмите того же Валерия Андрийцев, которого сейчас можно называть лидером сборной. Его переход из молодежной сборной во взрослую тоже произошел не мгновенно. Этот процесс затянулся на целый олимпийский цикл. На пекинскую Олимпиаду Валерий также претендовал, но тогда в очных схватках его одолел Георгий Тибилов. Нынешний же успех пришел потому, что у Андрейцева протяжении всего цикла была конкуренция. Валерий это это прекрасно знал, поэтому готовился даже когда не было сборов. Вот что сейчас означает мотивация! У парня была конкуренция, он всегда был в форме и постоянно тренировался. Он знал: если не выиграет у конкурентов, то на Олимпийские игры не попадет. У других лидеров конкуренции нет, поэтому в душе они намного спокойнее. И что имеем? Стадник на Олимпиаду не поехал вообще, а Федоришин и Алдатов проиграли на ранних стадиях…
— Будут кадровые выводы?
— Конечно, нет. В последнем интервью я сказал, что у меня нет времени для злости, для мести. Выводы будут такие, что лидеры или нет, а все будут участвовать во внутренних официальных соревнованиях без каких-либо исключений. Это будет единственное кардинальное изменение. Все остальное в их руках. Будет результат — будут в сборной.
— Ваш воспитанник Дзамболат Тедеев, возглавив сборную России, отказался от услуг некоторых олимпийских чемпионов едва не волевым решением. Возможно, вам следует перенять пример ученика?
— В том, что произошло, не вижу ничего трагического ни для себя, ни для сборной. Для меня это не принципиально. Принципиально для меня то, чтобы люди, которые мне доверяют, доверяли на сто процентов…