В минувшие выходные дагестанский тренер, который уже четвертый год работает в соседней стране, побывал с командой на Кубке Рамзана Кадырова в Грозном, где ему как почетному гостю была вручена памятная медаль от оргкомитета соревнований. О прошедшем турнире в чеченской столице и предстоящем старте в Хасавюрте, о работе в Азербайджане и некоторых любопытных фактах из своей биографии Сираждин Эльдаров рассказал в интервью wrestdag.ru.
— Как бы вы оценили выступление вашей команды в Грозном?
— Провожая нас, главный тренер сборной Азербайджана Сайпулла Абсаидов выразил надежду, что нам удастся завоевать две медали высшего достоинства. Турнир в Грозном, как и прежде, оказался довольно сильным по составу участников, но тем не менее нам вполне было по силам справиться с поставленной задачей, однако пришлось довольствоваться одной золотой и одной бронзовой медалями. Оправдала лишь ставка на супертяжеловесов. Правда, опытный Али Исаев и чемпион мира по молодежи Али Магомеддибиров не смогли проявить своих лучших качеств, но зато порадовал Аслан Джабишов, который отлично отборолся в Грозном и по праву стал победителем. Особые надежды мы связывали и с Гаджи Алиевым, победителем недавнего финала «Голден Гран-при» в Баку, которого после решения олимпийского чемпиона Тогрула Аскерова перейти в категорию до 66 кг можно считать первым номером в Азербайджане в весе до 60 кг. В прошлом году Гаджи дошел до финала кадыровского турнира, а сейчас мы надеялись, что он выступит, по крайней мере, не хуже. Но на этот раз ему не удалось завоевать медаль, однако претензий к нему нет — он боролся хорошо, претензии есть к судьям, которые были необъективны к нему. В нашей команде было еще несколько сильных борцов, но где-то они не проявили характер, где-то допустили грубые ошибки, и в итоге остались без наград, хотя вполне могли бы оказаться на пьедестале.
С Асланом Джабишовым — победителем Кубка Рамзана Кадырова
— Ваша команда больше чем наполовину состояла из уроженцев Дагестана и Северной Осетии. И вообще, в последнее время за сборные Азербайджана выступает много представителей этих республик. Вас не упрекают в том, что вы переманиваете таланты?
— Знаете, в Азербайджане еще в союзные времена была своя сильная школа борьбы. Болельщикам старших поколений многое скажут имена Рашида Мамедбекова, Айдына Ибрагимова, Якуба Мамедова, Рафика Гаджиева, который, кстати, боролся за Дагестан, и ряда других азербайджанских вольников, успешно выступавших на всесоюзных и международных соревнованиях. После того, как Азербайджан стал независимым государством, возникла необходимость возродить былые традиции в борьбе. С этой целью стали приглашать тренеров и спортсменов из соседнего Дагестана. Тогда действительно уговаривали способных борцов, предлагали им заманчивые условия. И эта политика оправдала себя. Легионеры не только давали результат, но, тренируясь с ними, росли и местные ребята. Посмотрите, сколько за последнее время появилось сильных азербайджанских вольников. Достаточно назвать Тогрула Аскерова, второго в истории этой страны олимпийского чемпиона по вольной борьбе. Сейчас уже никто никого не уговаривает выступать за Азербайджан. Ребятам, приезжающим сюда, не предлагают ничего сверх того, что они могли бы иметь в России. Но они едут, потому что у себя из-за чрезвычайной жесткой конкуренции они не могут пробиться в сборные страны, а в Азербайджане всё-таки у них больше шансов попасть на международные соревнования.
— И всё же, получается, что Дагестан и Северная Осетия работают на Азербайджан, который пожинает плоды чужого труда.
— Это не совсем правильная постановка вопроса. Я вам могу привести много примеров, когда ребята, не выигрывали у себя даже первенства республики и, возможно, так бы и не смогли реализовать себя, но приехав в Азербайджан, тренируясь в хороших условиях, добились высоких результатов на первенствах мира и Европы. Да, фундамент в них был заложен в Дагестане и Северной Осетии, но состоялись-то они как борцы в Азербайджане. Вполне допускаю, что кто-то из этих ребят со временем мог бы раскрыться на родине, войти в сборную России, но либо на местах у них не разглядели потенциала, либо не попытались их удержать. Если существует проблема оттока перспективных борцов из Дагестана и Северной Осетии, то её надо решать на месте, а не искать внешние причины.
— Вы сказали, что в Азербайджане хорошие условия для подготовки борцов. Чем они, например, лучше, чем в Дагестане?
— Вы где-нибудь видели зал с 14 борцовскими коврами? Я, например, кроме, как в центре подготовки сборных Азербайджана по борьбе в Баку, такого нигде не видел. Там же имеется просторный тренажерный зал, оснащенный суперсовременным оборудованием. «Качкой» борцы занимаются под руководством приглашенного из Германии специалиста. Неподалеку от центра находится 6-этажная гостиница для сборников. Там отлично кормят, там уютные номера с телевизорами и интернетом. Учебно-тренировочные сборы борцы также проводят на олимпийских базах в Куба, Кусары и Габала, где имеется всё необходимое для тренировок, отдыха и восстановления, плюс там чистый воздух и красивая природа. Азербайджанские сборники не знают проблем с обеспечением, с поездками на соревнования, а, если покажут результат на первенствах и чемпионатах мира и Европы, то могут рассчитывать на премию и ежемесячную стипендию. То, что азербайджанские борцы имеют сегодня такие великолепные условия, это в первую очередь заслуга одного из влиятельных людей этой страны, министра по налогам Фазиля Мамедова, возглавляющего Федерацию борьбы Азербайджана, а также его первого заместителя Намига Алиева, который осуществляет непосредственное руководство всеми сборным командами.
— Как долго вы еще намерены работать в Азербайджане?
— Трудно сказать. Меня там всё устраивает, за исключением одного момента. Меня приглашали в тренерский штаб главной команды страны, но потом попросили подтянуть команду девушек, потом бросили на другой участок — к юношам. Я думал, что это временно, и меня вернут на ту работу, на которую приглашали, однако что-то этот вопрос затянулся. Считаю, что от меня будет больше пользы во взрослой сборной, поэтому намерен в ближайшее время переговорить на этот счет с руководством Федерации борьбы Азербайджана.
— Слышал, что вам предлагали поработать в Америке. Почему не согласились?
— Это было давно, в начале 1990-х. Тогда Сайпулла Абсаидов, возглавлявший Федерацию борьбы Дагестана, наладил тесные контакты с американцами. Мы часто ездили в США, возили туда команды, американцы приезжали к нам. Там я познакомился с представителями кавказской диаспоры, и они предложили мне открыть клуб. Всё было хорошо, кроме одного условия: в соответствии с какими-то местными законами, мне первый год нельзя было покидать Америку. Меня это не устроило, ведь у меня подрастали сыновья, дома оставались пожилые родители.
— А еще доводилось слышать, что вы тренировали в Америке Олега Тахтарова и однажды во время спарринга чуть его не задушили…
— На счет того, что я его тренировал, громко сказано, а в остальном похоже на правду. Дело было так. В Нью-Йорке я познакомился с иммигрантом из Молдавии Володей Шарканским, у которого на Брайтоне был свой клуб дзюдо. Он мне предложил поднатаскать немного в борьбе Олега Тахтарова, который тогда уже был чемпионом мира по боям без правил. Я согласился. Встретившись с Олегом в клубе, мы сразу же решили провести спарринг. Перед тем, как сойтись с ним на ковре, я его предупредил, чтобы он мне не давал захватить голову. Дело в том, что в бытность мою борцом, моей коронкой был так называемый косой захват. Он сам по себе приемом не является, это лишь подготовка к атаке. После него обычно забегают за спину и сбивают соперника в партер. Захват — довольно болезненный, в моей соревновательной практике были случаи, когда соперники прямо на ковре отключались. Олег не внял моим предупреждениям, и я без особого труда поймал его на косой захват. Он постучал по мне ладошкой, и я его сразу же отпустил. Олег вскочил разъяренный и говорит: «Давай еще, больше на этот прием ты меня не поймаешь». Ну, пришлось еще раз придушить его, только на второй раз я обошелся с ним немного жестче. С Олегом мы подружились, я провел с ним еще пару тренировок и показал ему всё, что знаю. Его базовой дисциплиной было самбо, а если бы он также был силен в борьбе, то, думаю, еще долго мог бы оставаться на вершине.
— В эти выходные вы приедете с азербайджанской командой на Межконтинентальный кубок в Хасавюрт. Насколько сильный состав выставите на этот турнир?
— Желание побороться в Хасавюрте выразили некоторые ребята, которые выступали в Грозном, в том числе победитель кадыровского турнира Аслан Джабишов и третий призер Илья Хамикоев (84 кг). Будет также бороться экс-чемпион Европы Махмуд Магомедов (55 кг) и еще несколько неплохих вольников. Надеюсь, что в Хасавюрте, наша команда выступит лучше, чем в Грозном.
Беседовал Тимур РАСУЛОВ