Тренер из Махачкалы готовит тунисских борцов к Олимпиаде

23 ноября 2023

Дагестанский специалист Сабахудин Ахмедов возглавил национальные сборные Туниса по вольной и женской борьбе.

Выпускник хасавюртовского УОР и Даггоспедуниверситета Сабахудин Ахмедов (на фото слева) начинал тренерский путь в спортшколе им. С. Муртазалиева в родном Цумадинском районе. Переехав в Махачкалу, он устроился тренером в махачкалинскую СШОР-3/клуб им. Г. Махачева и проработал там пять лет. За это время 35-летний наставник участвовал в подготовке таких борцов, как финалист Олимпиады Магомедхабиб Кадимагомедов, победитель молодежного первенства страны Камиль Абдулвагабов, победитель юниорского первенства мира Абдулла Ахмедов, чемпионы России среди студентов Дибир Магомедов и Саид Гаирбеков.

О подробностях перехода Сабахудин рассказал в беседе с корреспондентом сайта wrestdag.ru.

- В Тунис я попал во многом по инициативе спортсмена из этой страны Умара Региги, который в течении двух последних лет часто приезжал в Махачкалу и тренировался под моим руководством в спортклубе им. Г. Махачева (СШОР-3), - поделился наставник. - Умар живет в Лондоне и занимается смешанными единоборствами. Весной он сказал мне, что федерация борьбы Туниса подыскивает тренера для национальной команды, и что он хочет предложить мою кандидатуру. Я не стал возражать. Через какое-то время со мной в связался президент федерации Хусейн Харрази (на фото справа), который после небольшого разговора, пригласил меня на ознакомительную поездку в Тунис. В июле я провел около трех недель в этой североафриканской стране - побывал на летних сборах вольников, посмотрел спортбазы, пообщался с тренерами и спортсменами, а также детально обговорил условия своего контракта. С 1 октября официально приступил к работе.

- На какой срок рассчитано соглашение?

- Контракт подписан до конца этого олимпийского цикла. Дальнейшее сотрудничество, я думаю, будет зависеть от результатов борцов на Играх-2024 в Париже.

- Какие задачи поставлены перед тобой?

- На данном этапе основная цель - завоевание олимпийских лицензий. Федерация рассчитывает на пять-шесть путевок в двух стилях - вольном и женском.

- Это значит, что ты будешь ответственен не только за мужскую команду вольников...

- Изначально мне предлагали возглавить все три сборные по спортивной борьбе. Учитывая, что я не сильно знаком с тонкостями тренировочной работы в греко-римском стиле, а также малое количество времени, оставшееся до Игр, я, естественно, отказался, решив сосредоточиться на вольниках. Однако федерация борьбы попросила помочь в подготовке и женской сборной, на которую они возлагают олимпийские надежды. В команде девушек есть две-три спортсменки с международным опытом, которые неплохо проявили себя на разновозрастных первенствах мира. От них будут ждать не только участия в Олимпиаде, но и медалей. Что касается вольников, то тут ситуация другая. Многие ребята могут достойно конкурировать на африканском континенте и, соответственно, добыть лицензии, но добраться до пьедестала в столице Франции будет очень-очень сложно. Думаю, что если они попадут в семерку лучших, то это будет расценено, как хороший результат.

- Относительно недавно в этой стране работали дагестанские тренеры Магомед Загулиев и Камал Маликов, общался ли с ними до подписания контракта?

- Надо сказать, о наших тренерах в Тунисе очень тепло отзываются. Особенно много добрых слов я услышал о нашем известном, ныне покойном, наставнике Исабеке Фейтулаеве. Его имя тунисцы произнесли первым, когда узнали, что я из Дагестана. Помнят здесь также Камала и Магомеда. Конечно, я советовался с ними перед тем, как принять решение, и они оба хвалили эту страну. В том, что я сегодня здесь работаю, считаю, большая заслуга наших специалистов, которые своим трудолюбием и мастерством оставили добрую память о дагестанской тренерской школе. Кстати, бывшая ученица работающего сегодня в Индии Камала Маликова - призер Олимпиады Марва Амри - сейчас также работает тренером, она ответственная за женскую борьбу. В команде вольников мне помогает опытный Фаузи Харрази, который работал еще с Исабеком Фейтулаевым.

- Знаешь ли ты арабский язык? Если нет, то как преодолеваешь языковой барьер?

- С тренерами и спортсменами мы чаще общаемся на английском, на котором я неплохо говорю на бытовом уровне. Я проходил онлайн-курсы по изучению этого языка, а постоянное общение на тренировках в Махачкале с тем же Умаром Региги давало мне полноценную практику. Сейчас я прохожу курсы арабского языка, очень хочу его выучить. Кроме того, существует международный язык спорта, так что проблем с коммуникацией никаких нет.

- Что скажешь про условия для подготовки борцов?

- Честно говоря, условия приятно удивили. Здесь несколько современных спортивных баз, в том числе и в высокогорье. Основная из них - Центр подготовки сборных, расположенный в одноименной столице Туниса, где наряду с борцами живут и тренируются представители других единоборств. Просторный зал, новейшие тренажеры, игровые площадки, питание, жилье - всё на высоком уровне. На каждой тренировке, помимо меня и помощников, присутствует физиотерапевт, врач-массажист, специалист по физподготовке и психолог. Единственный минус - это отсутствие хорошей конкуренции, все-таки в Тунисе борьба не так популярна, как те же игровые виды спорта. Будем выезжать на сборы в борцовские страны. Благо президент федерации Хусейн Харрази нас во всем поддерживает и готов организовать поездку в любое государство.

- Ты тоже живешь в Центре подготовки?

- Нет. Для меня сняли отдельную квартиру в трехэтажном доме в Олимпийской деревне. Жилье находится в пешей доступности от спорткомплекса, так что чувствую себя комфортно. Кстати, моим соседом оказался тренер по тяжелой атлетике из Беларуси, который готовит местных атлетов к Играм-2024. Питаемся мы вместе со всеми в Центре подготовки.

- Каковы ближайшие планы?

- В конце года намечены учебно-тренировочные сборы во Франции. В январе пройдут чемпионаты страны, по итогам которых будут окончательно сформированы сборные Туниса в разных стилях. А в марте в Египте предстоит главный для нас старт - африканский олимпийский квалификационный турнир. При подготовке к нему планирую пригласить на сборы несколько дагестанских вольников. Еще лучше было бы, конечно, привезти тунисцев на сборы в Дагестан. Возможно, это получится, если не возникнет проблем с получением виз.

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»