— Я видел вас еще совсем молодым на международном турнире в Киеве, где вы стали победителем. Тогда вы плохо говорили по-русски, и у меня не получилось сделать с вами интервью…
— Я прекрасно помню этот турнир, тогда был совсем еще молодой. Кажется, это был 2009 или 2010 год... А, нет, точно 2010. Мне тогда было всего 18 лет, и это была моя первая победа на взрослом уровне. И, хотя в 17 лет я выиграл свой первый взрослый чемпионат Грузии, мне еще надо было доказывать, что я достоин места в основной сборной. А ведь за плечами тогда у меня были победы на первенствах Европы и мира. Конкуренция в Грузии всегда была на высоте.
— Кстати, о вашей родине. Вы из города Гори на севере Грузии. Расскажите, пожалуйста, немного о родных краях.
— Гори — небольшой городок, где проживают около 50 тысяч человек. Наш город всегда славился своими спортсменами. Сегодня за сборную Грузии по вольной борьбе, кроме меня, выступает еще один гориец — чемпион мира Гено Петриашвили. Раньше сборная вообще на 30% состояла из выходцев из нашего города. Двукратный олимпийский призер Георгий Гогшелидзе — тоже из наших. В Грузии очень любят борьбу, и дзюдо, и бокс. Помните чемпиона мира среди профессионалов по боксу Георгия Канделаки? Он тоже из Гори. Ну и, конечно, самый знаменитый наш земляк — это Иосиф Сталин.
— Ваш отец тоже был борцом?
— Да, мой отец Георгий Хинчегашвили был чемпионом Европы по вольной борьбе среди молодежи. К сожалению, он рано покинул нас. В 1999 году. Мне было всего 8 лет...
— Значит, ваша судьба была предопределена?
— Может быть, я часто ходил с отцом в зал, когда был маленький. Но борьбой стал заниматься позже. Первые результаты пришли, наверное, лет через пять после того, как я начал тренироваться. А когда познаешь вкус побед, уже сложно остановиться.
— А как вы пережили свое поражение в финале Олимпийских игр 2012? Вы проиграли тогда российскому борцу Джамалу Отарсултанову.
— Вы знаете, когда встречаются два сильных борца, может случиться всякое. И хотя там были разговоры по судейству, я об этом не думаю. И предпочитаю об этом не вспоминать. И вообще, я считаю, что борец не должен бояться проиграть. Без них не бывает побед. В конечном итоге я всё равно стал олимпийским чемпионом.
— Несмотря на свой звездный статус, вы производите впечатление открытого, простого в общении человека.
— Ну а что такого я сделал? (Смеется). Надо к этому проще относиться. Я не считаю, что достиг всего в этой жизни. Я поставил перед собой цель и выполнил её. Вот и всё.
— После того, как вы уже были на высшем пьедестале Олимпийских игр, вы не стали меньше выступать. Как мотивируете себя?
— Пока я получаю удовольствие от борьбы, пока я могу соревноваться — буду выступать. Это ведь моя жизнь.
— А что для вас борьба? Это удовольствие или все-таки тяжкий труд?
— Можно сказать и так, и так. Когда готовишься к важным стартам, по три месяца сидишь на режиме, много тренируешься, а потом еще скидываешь вес, то это тяжелая работа. Надо это признать. А иногда бывает, что выступаешь на соревнованиях не ради результата, а ради того, чтобы получить удовольствие от борьбы. Наверное, поэтому я много выступаю на соревнованиях.
— А с кем из российских борцов вы дружите, общаетесь?
— У меня очень много друзей, знакомых. Хорошо знаю и Виктора Лебедева. И здесь у меня была возможность пообщаться с ним. Виктор подарил мне якутский нож.
— Грузинская кухня знаменита на весь мир. Что из якутских блюд вам понравилось?
— Попробовал огромное количество блюд. Все очень вкусно. Но больше всего мне понравилась, конечно, ваша рыба. Великолепно. Рыба, вообще, мое любимое блюдо. Из мяса мне больше всего понравилась оленина.
— Вернемся всё-таки к борьбе, ваш брат Георгий сказал, что главный ваш козырь на ковре — это ваши мозги…
— Человек, который не умеет быстро соображать и принимать единственно правильное решение, не сможет стать большим спортсменом. Нужно уметь оценивать ситуацию в доли секунды.
— Вас также часто называют одним из самых техничных действующих борцов мира. Как вы думаете, можно ли говорить о различиях в стиле различных школ?
— Если брать в целом, то — да. Иранцы известны своими великолепными проходами в ноги, американцы очень агрессивны и отличаются своим напором, российская школа борьбы считается одной из самых техничных, ну а грузины очень бросковые. Но стиль каждого борца — индивидуален. Он вырабатывается в тренировках и соревнованиях.
— А как бы вы описали свой стиль борьбы?
— Я не самый сильный атлет, так что за счёт физической мощи мне не выиграть. Мне приходится искать другие пути. (Смеется).
Степан ПОСЕЛЬСКИЙ