21-летний борец, становившийся серебряным призером юношеского и молодежного первенств мира, приходится сыном призеру Олимпиады-1992 в Барселоне, двукратному чемпиону мира в наилегчайшей категории Вугару Оруджеву. Известный в недавнем прошлом вольник, выступавший под флагами СССР, СНГ, России и Белоруссии, ныне живет и работает тренером в пригороде Нью-Йорка – Лонг-Айленде. По его стопам пошли все три его сына – Ник, Джордж и Виталий (на фото – слева направо с отцом).
С Оруджевым-старшим побеседовал корреспондент wrestdag.ru.
– Как вы восприняли приглашение Виталия выступить на шоу в Остине?
– Понимаете, пауза слишком затянулась, а бороться надо и хочется, а тут такой отличный шанс показать себя, получить хороший опыт участия в подобных мероприятиях! Виталику предстоит выступать вместе с такими звездами, как Кайл Дейк, Дэвид Тейлор, Франк Чамизо, и это большая честь. Мы благодарны сотрудникам сайта Flowrestling за приглашение, за то, что они взялись за организацию этого шоу, которое послужит хорошей рекламой нашему единоборству и демонстрацией того, что мы продолжаем бороться, и никакие обстоятельства не могут нас остановить.
– Как готовитесь к поединку?
– Проблема в том, что пока еще нельзя тренироваться в залах. В целом в Нью-Йорке и пригородах ситуация с коронавирусом потихоньку улучшается, но есть еще проблемные районы. Поэтому пока разрешено тренироваться только на воздухе. Но знаете, как борцы в Штатах выходят из положения? Почти у всех есть гаражи, там стелют маты и тренируются. Вот и мы готовимся к поединку в гараже. На воздухе тоже занимаемся, как без этого! Нам полегче в том плане, что у Виталика есть, с кем тренироваться. Сейчас у меня еще борется младший сын Джордж, ему 17 лет, он второй призер чемпионата штата Нью-Йорк среди юношей. Помогает нам готовиться и выступавший за сборную России Рустам Ампар. Впервые он приехал сюда два года назад. Я его привлекаю для работы в моем клубе. Всё это время Рустам не мог здесь подолгу оставаться, он уезжал и приезжал, но ему вот-вот должны дать Грин-карту, и он сможет на законных основаниях жить и работать в США.
– Как у Виталия сейчас обстоят дела в вольной и студенческой борьбе?
– Он вошел в шестерку борцов, которые поспорят за место в олимпийской сборной страны в весе до 57 кг. Виталик отобрался на открытом чемпионате США, где занял третье место. Он уступил прошлогоднему первому номеру сборной Дейтону Фиксу. Вел со счетом 6:0, а потом устал. Он не мог не устать, потому что ему дали всего десять минут на отдых после предыдущей схватки.
В этой шестерке финалистов Виталик не фаворит, но я бы не сказал, что есть кто-то, кого ему не по силам победить. Всё зависит, как день сложится.
Что касается студенческих соревнований по национальной борьбе фолкстайл, то в прошлом году Виталик занял четвертое место на чемпионате США. Для первого раза это нормальный результат. Он представляет Корнеллский университет, уже перешел на второй курс.
– Почему выбрали именно этот вуз?
– Виталика приглашали во многие университеты. Он мог бы, например, поступить в «Пенстейт», который в последние годы задает тон в борьбе в Америке. Там главным тренером работает олимпийский чемпион 2004 года Каел Сандерсон. Этот вуз в Пенсильвании оканчивал Дэвид Тейлор, сейчас туда переехал тренироваться с ним Кайл Снайдер. Но для нас приоритетом является качество обучения, а в Корнелле оно одно из лучших в стране. Чтобы учиться в этом вузе, надо платить очень большие деньги, но с борцов их не берут. Мой старший сын Ник тоже окончил этот университет, получил специальность финансиста. Он, кстати, тренировался и выступал вместе с Кайлом Дейком, который с двумя титулами чемпиона мира и четырьмя титулами чемпиона США среди студентов является главной звездой Корнелла.
– Делают ли студентам-спортсменам какие-то поблажки в учебе?
– Незначительные. Здесь за спортивные достижения не ставят оценки, здесь надо учиться, надо иметь знания. Часто бывает, что борцы вынуждены пропускать соревнования из-за того, что им надо сдавать экзамены. Даже членам национальной сборной приходиться следовать общим правилам. Для спортсменов-студентов учеба стоит на первом плане. Получив университетское образование, они могут хорошо трудоустроиться, а борьбой особо не заработаешь. Поэтому немногие борцы после окончания вуза продолжают выступать.
– Сложно ли совмещать вольную борьбу с национальным американским стилем?
– Непросто, хотя на первый взгляд они очень похожи. Но есть разница в правилах, и это мешает перестраиваться с одного стиля на другой. Я вам скажу, что если бы здесь в школах и университетах практиковался вольный стиль, а не фолкстайл, то, с учетом огромного количества занимающихся борьбой в США, американцы безраздельно доминировали бы в мире.
– Но вернемся к шоу в Остине. Что скажете о Сэмми Альваресе – сопернике вашего сына?
– Он неплохой, чемпион своего штата. Альварес будет иметь преимущество в весе. Они борются в категории до 59 кг, а у Виталика сейчас – только 57 кило.
– На кого ставите в главном поединке шоу?
– Буду болеть за Кайла Дейка, и он должен выиграть. Франк Чамизо тоже выдающийся борец, он техничен, физически силен, мастерски действует на контратаках. У Дейка иная манера, он предпочитает нападать, может бросить, и я думаю, что он сможет навязать сопернику свою борьбу. К тому же, поединок будет проходить в его категории до 79 кг, Дейк будет тяжелей Чамизо, а это еще один фактор, говорящий в его пользу.
Тимур РАСУЛОВ