— Как вы восприняли решение об увеличении весовых категорий в олимпийской программе по женской борьбе?
— Это решение напрашивалось, оно было неизбежным. Как мы знаем, сейчас новый президент FILA Ненад Лалович и его окружение все свои усилия направляют на то, чтобы сохранить борьбу в олимпийской программе, а для этого, в частности, надо устранить все замечания, предъявляемые к нашему виду спорта со стороны МОК. Одно из них заключалось в необходимости соблюдения гендерного равенства, и FILA выполнила это требование, разделив поровну 18 разыгрываемых на Олимпийских играх комплектов медалей между греко-римской, вольной и женской стилями борьбы. С одной стороны, меня, конечно, эта новость обрадовала, поскольку женской борьбе теперь будет уделяться больше внимания, а, с другой, на меня, как на руководителя женской сборной, ложится большая ответственность. Нам надо поднять уровень подготовки спортсменок, упрочить наши позиции на международной арене, а это не так-то просто, поскольку, в отличие от греко-римской и вольной борьбы, в женском стиле у нас нет больших победных традиций. Достаточно сказать, что за более чем 20-летнюю историю развития женской борьбы мы имеем лишь одно олимпийское «золото» и четыре медали высшей пробы на чемпионатах мира. Но я настроен оптимистично, поскольку мы ощущаем всестороннюю поддержку со стороны российской федерация борьбы и, в частности, со стороны курирующего женскую борьбу первого вице-президента федерации Омара Муртузалиева.
— В чем эта поддержка заключается?
— В создании условий как для развития женской борьбы в регионах, так и для подготовки сборных команд страны. Приведу только один пример. В прошлом году было принято решение о строительстве борцовского зала для женской сборной на подмосковной спортивной базе «Озере круглое». Но как у нас обычно бывает, государственная машина долго разворачивается, и от принятия решения до его воплощения — длинная дистанция. Как только стало известно о расширении категорий в женской борьбе, Омар Магомедович решил за счет собственных возможностей начать возведение объекта с расчетом, что в последующем ему компенсируют затраты. Речь идет о типовом ФОКе, который можно сдать в эксплуатацию меньше чем за полгода. Такой же ФОК Муртузалиев построил в дагестанском селе Бабаюрт. Думаю, что уже в следующем году мы сможем дислоцироваться на суперсовременной базе, имея в своем распоряжении новый зал на четыре ковра.
— Сейчас специалисты и болельщики гадают, какие весовые категории будут в борьбе. У вас есть какая-то информация на этот счет?
— Я слышал о таком варианте в женской борьбе: 47, 52, 57, 63, 68 и 74 кг. Но это один из многих проектов, и сегодня никто не сможет сказать, что мы получим в итоге. Осталось ждать недолго — всё прояснится через три недели на конгрессе FILA в Будапеште.
— Знаю, что вы участвовали в подготовке предложений российской стороны по изменению правил. Борцы уже соревнуются по новым правилам. Всё ли вас в них устраивает?
— В целом новые правила, безусловно, хороши, они много лучше, чем прежние, и в этом все мы убедились на практике, наблюдая, насколько динамичней и зрелищнее стали поединки. Но в тоже время правила требуют доработки. В них есть ряд спорных положений. По одному из них, а именно оцениванию технических действий, у меня имеются принципиальные возражения. На протяжении многих лет, когда еще за переводы в партер давали не два балла, а один, я, где это только можно, говорил, что надо оценивать любые броски пятью баллами. Таким образом стимулировались бы борцы, выполняющие сложные, рискованные приемы, которые украшают наш вид спорта, придают ему зрелищность. А сейчас всё сделали наоборот, сократив до минимума разницу в оценивании переводов и бросков. Это очень серьёзный момент, который может нанести урон борьбе, низвести её до малопривлекательного зрелища с однообразными тактико-техническими действиями. Кто же сейчас захочет делать броски, сопряженные с риском, когда легче два раз перевести соперника в партер и заработать больше баллов? Соответственно, и тренерам придется менять подходы в своей работе. Еще известный специалист борьбы Аркадий Ленц говорил, что любое изменение правил соревнований ведет к изменению методики тренировочного процесса. В результате мы придем к тому, что тренеры в подготовке борцов будут делать акцент на обучение простейшим приемам, с помощью которых по новым правилам легче добиться результата, чем применяя красивые, эффектные, но сложные в исполнении подсечки, обвивы, прогибы и так далее.
— Не кажется ли вам, что эти правила на руку американцам, которые не отличаются изобретательностью на ковре?
— Именно так. Вы видели когда-нибудь, чтобы американцы делали броски? Бывает, конечно, но очень редко. В Штатах, например, запрещено до 18 лет бросать прогибом через грудь, так как считается, что выполнение этого приема может нанести вред здоровью спортсменов. Редко можно увидеть броски и в популярной в США национальной борьбе, через которую проходят все американские вольники. Эта борьба практикуется в университетских соревнованиях. Там поединки проходят в низкой стойке с применением в основном переводов, переворотов, сбиваний и сваливаний. Вот и получается, что новые правила подогнаны под американскую борьбу, и если эти правила сохранятся, то и в других странах в скором времени все будут бороться по-американски — однообразно прямолинейно, уповая главным образом на выносливость и физическую силу.
— По новым правилам схватку останавливают, когда борец вышел вперед с разницей в семь баллов. Не кажется ли вам, что это не столь большое преимущество, за которое надо присуждать досрочную победу?
— Семь баллов при новой системе оценивания технических действий можно заработать в одной атаке. Сколько таких скоротечных схваток было на Универсиаде в Казани! А вспомните проходивший там же финал с участием нашего Шамиля Кудиямагомедова. Он выигрывал со счетом 0:6, однако его соперник сумел переломить ход поединка и победил. Нельзя лишать шансов проигрывающего борца, и, думаю, было бы логичным и справедливым останавливать схватку при разнице в счете в 10 баллов.
— Новые правила еще окончательно не утверждены. Как вы думаете, какие-то серьёзные изменения в них еще могут быть?
— Этого никто не знает. Важно, чтобы новые правила были приняты если не навсегда, то, по крайней мере, просуществовали как можно дольше. Как известно, одна из проблем нашего вида спорта заключается в том, что в нём слишком часто меняются правила, и болельщик не поспевает за этими новшествами, это его раздражает и отталкивает от борьбы. Поэтому надо максимально взвешенно подойти к принятию новых правил. Обновленное руководство FILA первый шаг в этом направлении сделало, осталось завершить начатое дело так, чтобы потом ни у кого не возникало желания в очередной раз перекраивать правила.
Мурад КАНАЕВ