Юрий Шахмурадов: «Пришлось принимать неординарные решения»

 | 17 августа 2012

Девушки будут готовиться к сентябрьскому чемпионату мира в Канаде и отправятся туда если не в ранге фавориток, то участниц, к которым соперницы будут относиться предельно настороженно. Уважать себя россиянки заставили на Играх в Лондоне, где выступили выше всяких похвал. Героиней олимпийского турнира стала Наталья Воробьева (72 кг), которая в блестящем стиле выиграла золотую медаль, Любовь Волосова (63 кг) завоевала «бронзу», и лишь Валерии Жолобовой (55 кг) не хватило одного шага, чтобы оказаться на пьедестале. К этому беспрецедентному результату в истории развития женской борьбы в России национальную команду привел Юрий Шахмурадов. При всех внушительных регалиях и огромном опыте Юрия Аванесовича не может не удивлять тот факт, что этого результата он добился со сборной всего за немногим более трех месяцев, которые ему были отпущены на подготовку своих подопечных к олимпийскому турниру. В чем же секреты его успеха? С этого вопроса мы начали беседу с заслуженным тренером СССР и России.

— На определенном этапе в выступлении женской сборной наметился регресс, — вспоминает Юрий Шахмурадов. — Но была надежда, что команда подтянется в олимпийском году, однако этого не случилось. Более того весной этого года она крайне неудачно выступила на чемпионате Европы. В этой ситуации руководству нашей федерации борьбы в лице её президента Михаила Мамиашвили и его первого заместителя Омара Муртузалиева, отвечающего за женскую борьбу, пришлось принимать неординарное решение, доверив мне руководство сборной. В своем роде это был риск, ведь до Олимпиады оставались считанные месяцы. В этих условиях мне тоже надо было идти на неординарные шаги. Пришлось менять абсолютно всё — планирование подготовки, методики, нагрузки, принципы отбора в сборную.

Первым моим стартом в качестве наставника сборной был Кубок мира в Японии. Готовились к нему в Бурятии, где природно-климатические условия приближены к японским. Это был очень важный сбор, в какой-то мере определяющий. Мы плодотворно поработали в Бурятии и подошли к Кубку мира в полной боевой готовности. В результате наша сборная заняла второе место, уступив первенство хозяйкам соревнований. Не меньше, чем этот командный результат, меня обрадовало выступление кандидатов в олимпийскую сборную Натальи Воробьевой и Валерии Жолобовой. В финальной матчевой встрече первая тушировала пятикратную чемпионку мира Киоки Ямагучи, а вторая превзошла знаменитую Саори Йошиду, которая в Лондоне станет трехкратной олимпийской чемпионкой.

Эти победы были важны в психологическом плане, девушки поверили в себя и в то, что нет соперниц, которых они не могли бы превзойти. Поездка в Японию сплотила девчат, тогда я почувствовал, что мы — одна команда.

Заключительный этап подготовки к Олимпиаде у нас прошел в Белоруссии. Я, можно сказать, всю свою жизнь провел на сборах, но этот сбор был одним из лучших в моей тренерской карьере. Во-первых, для нас были созданы великолепные условия, а, во-вторых, девушки тренировались с большим желанием, добросовестно выполнили весь объем запланированной работы и к концу сбора сумели выйти на тот уровень готовности, которого мы от них ждали.

Еще до поездки в Белоруссию мы определились с тремя спортсменками, которые выступят в Лондоне. И здесь пришлось принимать несколько неординарное решение, поскольку наши кандидатуры не были бесспорными лидерами сборной, но мы, взвесив все «за» и «против», посчитали, что именно они лучше всего готовы к олимпийскому турниру, и, как показали дальнейшие события, не ошиблись.

— После успешного выступления в Лондоне российских «классиков», а затем и наших девушек, была уверенность, что победами нас порадуют также вольники, однако этого не случилось. В чём, на ваш взгляд, причина их неудач?

— Чтобы высказать мнение по этому вопросу, надо сначала тщательно проанализировать весь период подготовки сборной к Олимпиаде и их выступление на турнире, и я сейчас не готов к этому. Могу только сказать, что на результаты выступлений на таких больших соревнованиях, как Олимпиада, влияет много факторов, и, как правило, одной причиной не объяснишь неудовлетворительные итоговые показатели. Конечно, могла сказаться тяжелая турнирная сетка, которая выпала почти всем нашим ребятам, но искать причину неудачи только в этом было бы неправильно, поскольку спортсмен высокого уровня, а в нашей сборной именно такие борцы, должен быть готов к любым превратностям Фортуны.

Хотел бы сказать еще об одной проблеме, которая лежит на поверхности. Она заключается в том, что многие ведущие наши борцы мало участвуют в турнирах, избегают встречаться друг с другом на соревнованиях. Нередко они едут на крупные чемпионаты, не имея за плечами необходимой соревновательной практики. В такой ситуации сейчас оказались и некоторые наши олимпийцы. Надо чаще выступать, причем надо стараться участвовать в состязаниях с сильным составом участников. Скажите, например, кто из нынешних олимпийцев боролся на последнем алиевском турнире? Никто! Надо понять, что тренировочные схватки, сколько бы ты их не проводил, никогда не заменят поединки в условиях соревнований, где совершенно другие задачи и цели, другие эмоции, другая атмосфера. На этом обжигался даже Бувайсар Сайтиев, чего говорить о других. На Игры в Сидней он поехал, приняв до этого участие всего в двух стартах, и, думаю, именно недостаток соревновательной практики стал одним из решающих факторов его неудачного выступления на той Олимпиаде.

— Вернемся к женской борьбе.  Как тренер сборной вы отвечаете не только за подготовку национальной команды, но и в какой-то степени за развитие женской борьбы в стране в целом. Какие задачи в этом плане считаете первостепенными?

— Мы долго говорили с Омаром Муртузалиевым о том, как нам жить дальше, как развивать женскую борьбу. Омар Магомедович — человек масштабно мыслящий, его не устраивают сиюминутные результаты, он хочет работать на перспективу. У нас много планов, в частности, есть намерение обзавестись собственным центром борьбы, который бы стал для девушек вторым домом, откуда бы они могли выезжать на соревнования, и куда могли бы возвращаться. Вообще, в женской борьбе много проблем, которые надо решать, если мы хотим выйти на новый уровень. Остановлюсь только на самой животрепещущей — нехватке квалифицированных тренеров. Уже сейчас надо начинать работу в этом отношении, и в конце года мы планируем провести семинар для наставников по женской борьбе. Задача стоит поднять общий уровень тренерских кадров, а также подготовить в течение двух лет 12 топ-тренеров, которые будут работать в регионах и привлекаться для работы с разновозрастными сборными страны.

— В ближайшее время вы вновь будете заняты работой со сборной, которой предстоит принять участие в чемпионате мира. Как к нему будете готовиться?

— С 20 августа у нас начнется сбор в Кисловодске. На нём мы окончательно определимся с составом. В трех категориях — до 48, 51 и 59 кг — мы еще не решили, кого возьмем в Канаду. Пока есть только круг кандидатов, которые будут отбираться в контрольных схватках. В четырех других весах на чемпионат мира поедут Мария Гурова (55 кг), Анастасия Братчикова (63 кг), Наталья Куксина (67 кг) и Екатерина Букина (72 кг). Второй сбор планируем провести в Подмосковье, а оттуда отправимся на чемпионат мира, который пройдет с 27 по 29 сентября.

Тимур РАСУЛОВ

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»