– Недавно тебе исполнилось 26. Отличное время для вопросов к себе: «Что я готов в себе изменить?», «Удалось ли справиться с осколками былых конфликтов?»
– Все, кто меня обижал и некрасиво по отношению ко мне поступали, давно прощены! Что касается личностных изменений – записался на курсы английского. Ты либо развиваешься, либо деградируешь, так что параллельно со спортивной карьерой собираюсь учиться, вкладывая деньги в себя. Почувствовал большую потребность в знании английского, общаясь с родственниками из Руанды по Skype, и решил срочно подтягивать знание языка.
– В конце 2016-го ты вернулся из Китая, где тренировал «звездных» борцов старинного города Сиань. Поделишься наблюдениями о жителях Поднебесной?
– То, что у нас считается бескультурным и бестактным – у них в порядке вещей. Сплевывают на обеденный стол рыбные косточки, раскладывают возле тарелок обглоданные кости, а просто посреди оживленной улицы можно наблюдать, как маленькие дети справляют нужду – их матерям это кажется нормальным. И никто не оборачивается, не смотрит. Тренеры курят прямо посреди спортивного зала, и никто не жалуется, хотя я был в шоке!
А еще в нашем корпусе жил старенький консьерж (наверное, ни одна экспертиза не выяснит его настоящий возраст) – он был похож на ходячую мумию, но курил, как паровоз! Каптерка, в которой он сидел, была окутана табачным смогом, а сам он в ней смотрелся, как ежик в тумане.
Из огромных плюсов – китайцы невероятно трудоспособные и гостеприимные. В спортивную сферу они вкладывают сумасшедшие деньги – платят спортсменам из других стран, чтобы те тренировали их ребят. Знаю, что за первое место на соревнованиях, к которым сейчас готовятся китайские спортсмены – Спартакиада народов КНР – выплачивают 100 тысяч долларов, а еще дают квартиру и машину. Признаюсь, мне предложили выступать за Китай, но я отказался.
– Спортивный успех многие представители спортивного Олимпа конвертируют в светские скандалы, дорогие тачки, а некоторые и вовсе становятся персонажами шоу-бизнесовых хроник, бесцельно слоняясь по тусовками… Ты уже определился, как извлекать пользу из своей популярности?
– У каждого человека – своя миссия, своей считаю популяризацию своего вида спорта – греко-римской борьбы и здорового образа жизни в целом. Стремлюсь приобщить подрастающее поколение к спорту и развиваться самому. Не медалями едиными: у хорошего спортсмена должна быть хорошо поставлена речь, он должен быть разносторонне развитой личностью, которой есть чему научить других. Кстати, я завел сейчас свой блог на Youtube, и снимаю видеоролики о закулисной жизни борцовской сборной, – что едим, как отдыхаем, в каких условиях тренируемся. Учитываю просьбы подписчиков, но не все – некоторые просят в душе сняться (улыбается).
– Жан, после Олимпийских игр-2016 бюро Объединённого мира борьбы (UWW) приняло решение проводить турниры по греко-римской борьбе по новым правилам – отменен партер, изменены весовые категории, а сами состязания будут проходить в два дня, а не в один. По-твоему, нововведения помогут борьбе стать более зрелищным видом спорта?
– Меня лично это пока еще никак не затронуло, и я слабо представляю, как это все будет выглядеть на практике. Принудительного партера нет, это действительно сказалось на зрелищности, ведь часто происходят схватки, в которых нет ни одного приема, а решение, кому присудить победу, всецело лежит на судье. Многие борцы именно в партере получали ранее возможность реализовать потенциал, осуществить атаки. Сейчас же может участиться судейская предвзятость, «всплывет» коррупционная составляющая.
Но в 2018 году партер намерены вернуть – вот такие странные метания, связанные с нашими правилами. Есть у меня вопросы и к изменению весовых категорий, – между каждой категорией разрыв теперь составляет 10 кг: 60, 70, 80, 90, 100 и 130 кг. Это олимпийские категории (другие меня особо и не интересуют). Сейчас мой вес приближается к 90 кг – чувствую, это и будет моя категория, но все равно придется еще поднабрать.
– Ты уже упомянул, что из-за отсутствия партера борьба потеряет в зрелищности... А что нужно сделать для того, чтобы превратить турниры по борьбе в полноценное шоу, посетить которое будут стремиться бизнесмены, политики, звезды шоу-бизнеса? Может ли борьба стать «вторым футболом»?
– Нет ничего невозможно, Индия – наглядный тому пример. Там уже второй год к ряду проводится профессиональная борцовская лига – чемпионат Pro Wrestling League (речь только о вольной и женской борьбе и не во всех категориях). Ажиотаж со стороны зрителей – небывалый! Трибуны ломятся, трансляции в прямом эфире по центральным ТВ-каналам. Стоит ли говорить, что борцы там получают внушительные гонорары (порядка $50 – 60 тысяч), поэтому украинцы всеми силами стремятся попасть в эту лигу.
Но чтобы организовать шоу такого уровня, нужны солидные инвестиции, а у нас не то, что на открытие Лиги денег нет, – у нас сборную толком обеспечить не могут. Индию и Украину в этом плане даже сравнивать смешно, так как индийская экономика – самая быстрорастущая в мире. А в нашей стране, как всегда, всё упирается не столько в желание, сколько в деньги.
Блиц для Жана Беленюка
Самая крутая вещь в борьбе…
Когда выигрываешь на пределе своих возможностей и сил.
Я бы хотел обладать талантом…
Становиться невидимым и послушать, что обо мне говорят те или иные люди.
В людях меня раздражает…
Недалекость и плохие манеры. Думал, удушу в соседа-китайца, тренирующего в самолете способность вакуумного засасывания спагетти!
Странная вещь, которую можно найти в моей машине…
Пачка открыток для автографов, брелоки из разных стран.
Пустил скупую мужскую слезу…
Когда смотрел фильм «Свет между двух океанов»
Мой персональный «Мориарти» в спорте…
Давит Чакветадзе (в финальной схватке на Олимпиаде-2016 Беленюк уступил российскому борцу. – Прим.ред.)
Елена ЮРЧЕНКО