Бывший вольник Магомед Чухалов нашел себя в греко-римской борьбе

 | 13 июня 2012

Ростовская школа греко-римской борьбы издавна считается одной из лучших в России. Среди её воспитанников с недавних пор попадаются и дагестанские имена. На сегодняшний день самым известным из них является призер чемпионата мира 2011 года Заур Курамагомедов (60 кг), болельщики могут вспомнить также призера первенства России Рамазана Абачараева (84 кг) и, возможно, еще ряд этнических дагестанцев, подготовленных донскими тренерами, и выступающих теперь за Ростовскую область. Несколько иначе дело обстоит с Магомедом Чухаловым — с одной стороны он тоже является продуктом ростовской школы греко-римской борьбы, но вместе с тем до своего переезда на берега Дона, парень прошел серьезную подготовку под руководством ведущих дагестанских тренеров-вольников.

По просьбе корреспондента wrestdag.ru Магомед Чухалов рассказал о своей недолгой пока спортивной карьере и поделился планами на ближайшее будущее.

— Мне было лет десять, когда я записался в секцию вольной борьбы при школе имени Г. Гамидова в Махачкале, — начал Магомед Чухалов. — Моими тренерами были Омарасхаб Курамагомедов и Анвар Магомедгаджиев. Занимаясь у них, я успел стать призером первенства России по младшим юношам, а в 2007 году я переехал в Ростов-на-Дону к своему дяде Гусейну Магомедову. На новом месте я поступил в училище олимпийского резерва и стал заниматься греко-римской борьбой под руководством молодого тренера Ашота Закарьяна.

— Как скоро к тебе пришли результаты в греко-римском стиле?

— В том же году я принял участие в первенстве России среди младших юношей в Волгограде. Перед поездкой дядя напутствовал меня: «Поезжай, посмотри, что да как. Пройдешь  один-два круга — будет хорошо». Я провел шесть схваток и занял второе место. Не сказал бы, что греко-римская мне стала нравиться больше вольной, но я почувствовал, что здесь у меня получается. Сложности, конечно, были. Так, на тот момент мне еще мешали навыки, полученные в Махачкале, — я время от времени забывался, цеплял ноги противника, но потихоньку меня от этого отучили. Не хватало мне и «физики», я ведь по вольной боролся больше за счет техники и гибкости, а для борца греко-римского стиля  физическая сила важнее, чем для вольника.

В 2009 году мне удалось выиграть первенство России по юношам, а на первенстве Европы я был третьим. В прошлом году, уже выступая по юниорам, я вновь выиграл первенство страны и со второй попытки стал чемпионом Европы. Правда, на первенство мира попасть не удалось — туда взяли второго призера первенства России Чингиза Лабазанова, который годом ранее стал победителем первенства мира. Тренеры сборной сделали ставку на более опытного борца, и надо сказать, не ошиблись. Чингиз, он, кстати,  — чеченец, поехал в Бухарест и выиграл мировое первенство во второй раз.

— Но в этом сезоне после твоей очередной победы первенстве России, наверное, ни у кого не возникает сомнений, что именно ты являешься первым номером юниорской сборной?

— Моим главным соперником на первенстве страны во Владимире был Абуязид Манцигов. Нас с ним развели по турнирной сетке, и мы встретились в финале, где я оказался сильнее своего конкурента. Абуязид  — тоже чеченец, у чеченцев много хороших «классиков», а наши пока отстают. В Дагестане сейчас неплохая юношеская команда, а по молодежи сильных ребят еще нет, но, надеюсь, что положение скоро изменится. В сентябре этого года меня ждет первенство мира в Таиланде. Предлагали также побороться на «Европе», но я решил не рисковать. Дело в том, что сейчас я вешу уже 71 кг, а борюсь в категории до 66 кг. Сгонка лишних кило мне дается тяжело, поэтому я решил пропустить европейское первенство, чтобы во всеоружии подойти к более важному старту.

— С борцами-вольниками поддерживаешь отношения?

— Да. Например, я дружу с победителем юниорского первенства мира-2010 Гаджи Абдуллаевым. Когда бываю в Махачкале, захожу потренироваться с вольниками, так как считаю, что это полезно для меня. Правда, существует точка зрения, что вольникам полезно заниматься греко-римской борьбой, но никак не наоборот. С первой частью согласен. Посмотрите на Биляла Махова, он нередко выигрывает за счет того, что пробивает противнику руки, а потом выносит его за ковер. Многие вольники ходят тренироваться к «классикам», чтобы поставить руки, именно руки снизу. Но лично мне помогают навыки борца вольного стиля. Например, я делаю нырки, но захватываю не ноги, а пояс противника, чтобы затем оторвать его от ковра. «Классики» не привыкли к такой тактике, а у меня она отработана. Кстати, мы с дядей забрали в Ростов моего племянника Магомеда Ярбилова. Он, как и я, занимался вольной борьбой в гамидовской школе. Сейчас переключился на греко-римский стиль и уже выиграл первенство России по министерству образования. Как видите, я хоть и сам только в начале пути, но смена у меня уже растет.

Алим САИДОВ

 

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»