В прошлом году воспитанник дагестанской школы греко-римской борьбы добился самого большого успеха в своей карьере — стал бронзовым призером чемпионата мира в Будапеште. А на днях белорусский сборник вновь отличился, поднявшись на высшую ступень пьедестала престижного турнира серии Гран-при «Вехби Эмре» в Стамбуле.
— Слышал, что ты сначала занимался вольной борьбой…
— Это действительно так. В секцию меня привел старший брат, когда мне было девять лет. Тренировался в спортшколе родного Кизилюрта у Хайбулы Хайбулаева. Побеждал на первенстве Дагестана, был призером первенства СКФО. А примерно в 16 лет, когда в республике стала возрождаться греко-римская борьба, решил попробовать себя в этом стиле. Меня заметил Мурат Пайзулаев, возглавляющий федерацию греко-римской борьбы Дагестана, и предложил мне тренироваться у него. Я переехал в Махачкалу, где занимался также под руководством Арипа Абакарова. В этот период я становился призером юношеского первенства России и победителем молодежного первенства СКФО.
— А потом решил продолжить карьеру в Белоруссии. Как туда попал?
— Меня позвал наш земляк, двукратный чемпион мира в составе сборной Белоруссии Алим Селимов. Сначала тренировался у его тренера Малика Искендарова в Мозыре, а затем переехал в Гомель, так как там более сильная школа борьбы и, что особенно важно, там нет недостатка в спарринг-партнерах. Первые три года, будучи победителем юниорских первенств страны, не мог выезжать на международные соревнования, так как из-за проблем с документами возникали сложности с получением гражданства Белоруссии. Лишь на четвертый год получил возможность выступить на молодежных первенствах мира и Европы, где занял пятые места.
— Всё это время ты, наверное, не получал стипендии, а на что жил?
— Родители помогали деньгами, помогал Алим Селимов.
— Ты выступаешь в категории до 85 кг, и получается, что с Алимом Селимовым вы были конкурентами за место в сборной?
— Мы с ним боролись только на тренировках, Алим многому меня научил, и его я тоже считаю своим тренером. Я, хоть и выигрывал чемпионаты страны, тренеры сборной с учетом опыта Алима отдавали предпочтение ему, и это оправдывало себя. В 2011 году он во второй раз выиграл чемпионат мира, а год спустя боролся за «бронзу» на Олимпийских играх.
— Кстати, в малом финале в Лондоне Алим Селимов уступил земляку, члену сборной Казахстана Даниялу Гаджиеву. Ты знаком с ним?
— Конечно, я Данияла знаю еще по Кизилюрту, ведь он тоже в этом городе родился и начинал заниматься борьбой.
— В прошлом году ты дебютировал на чемпионате мира и занял третье место? Доволен своим выступлением?
— Лучшего результата у меня не было, и, конечно, я доволен. В тоже время осталась некоторая досада от поражения иранцу, выигравшего этот чемпионат. При счете 2:0 в пользу соперника меня дисквалифицировали. Наказали за швунг. Да, я действовал жестко, но ведь борьба это не шахматы. Возможно, судьи так сурово не отреагировали бы, если бы иранец не схватился за голову. Честно говоря, я так и не понял, что я такого сделал, чтобы иранцу пришлось корчиться от боли.
— На днях ты успешно выступил на представительном турнире в Стамбуле. Можно ли сказать, что после чемпионата мира ты поднялся на новый уровень?
— Безусловно. Пришла уверенность, уже ни о чем другом, кроме как о победе в каждой схватке, не думаешь. После чемпионата мира я никому не проигрывал. До Гран-при в Турции, я участвовал в командных турнирах в Киеве и Минске и во всех шести проведенных поединках одержал победы.
— Какие планы?
— Пока только тренироваться. Ближайшая задача — хорошо подготовиться к чемпионату мира и успешно на нём выступить.
Тимур РАСУЛОВ