Для дагестанского спорта это были в своем роде юбилейные Игры – прошло 20 лет с того времени, как Али Алиев первым из земляков добился права участвовать в главных стартах четырехлетия. К сожалению, ни тогда, в 1960 году в Риме, ни на последующих двух Олимпиадах борец, пять раз побеждавший на чемпионатах мира, не смог подняться на пьедестал, войдя в историю как один из самых невезучих участников этих соревнований.
Потом были Игры в Мюнхене и Монреале, и уже там заявили о себе во весь голос последователи Али Алиева: в 1972 году чемпионом стал Загалав Абдулбеков, серебряную медаль завоевал Арсен Алахвердиев, бронзовую – Руслан Ашуралиев, а спустя четыре года на высшую ступень пьедестала Владимир Юмин.
В Москве дагестанские вольники превзошли все свои прежние олимпийские результаты – победителями стали Магомед-Гасан Абушев (62 кг) и Сайпулла Абсаидов (68 кг), а Магомедхан Арацилов (82 кг) удостоился серебряной награды.
Советский Союз стал первым государством в Восточной Европе, получившим право на проведение Олимпиады. За год до неё советские войска вторглись в Афганистан. В знак протеста западная коалиция вместе со своими союзниками (всего 60 государств) отказались отправлять своих спортсменов в Москву.
Несмотря на объявленный бойкот, некоторые атлеты из стран-отказников всё же добрались до Первопрестольной, а кому-то из них удалось увезти медали домой, как, например, итальянскому вольнику Клаудио Поллио, чье выступление стало главной сенсацией борцовского турнира. Проиграв две схватки, в том числе хозяину ковра, четырехкратному чемпиону мира Сергею Корнилаеву, занявшему в итоге третье место, итальянец, тем не менее, стал победителем в весе до 48 кг. По тем правилам с неолимпийской системой, когда учитывалось качество выигранных поединков, подобные казусы нет-нет да и случались. Любопытно, что Поллио больше ничего весомого в спорте не добился, если не считать второго места на чемпионате Европы-1981.
Бойкот Игр представителями таких борцовских держав, как США, Иран, Турция и Япония, не мог не сказаться на уровне конкуренции турнира вольников. Но и слабым его нельзя было назвать, поскольку в тот период тон на международной арене задавали борцы СССР и дружественных им восточночноевропейских стран. Такой расклад сил был, в частности, в весах, в которых выступали дагестанские олимпийцы. Так, например, на чемпионатах мира 1979 и 1981 годов из 12 наград, разыгранных в категориях до 62 и 68 кг, восточноевропейцам достались десять, в том числе все четыре золотые. Именно Сайпулла Абсаидов первенствовал на этих соревнованиях в 1981 году в Скопье, доказав неслучайность своего успеха в Москве, а Магомед-Гасан Абушев в том же постолимпийском сезоне подтвердил свой уровень победой на Кубке мира в американском Толидо.
Для Магомедхана Арацилова старт в Москве станет завершающим аккордом в карьере. Годом ранее он занял третье место на чемпионате мира, где выиграл у олимпийского чемпиона американца Джона Петерсона, а в 1978 году ему не было равных на этих соревнованиях. На Олимпиаде дагестанский средневес неожиданно допустил осечку в поединке с болгарином Исмаилом Абиловым, с которым прежде удачно боролся, а в заключительном поединке, на кону которого стояла серебряная медаль, разгромил со счетом 18:1 действующего чемпиона мира венгра Иштвана Ковача. Последнего превзошел и болгарин, который и поднялся на высшую ступень пьедестала в весе до 82 кг.
В шести других категориях золотые олимпийские медали завоевали хозяева ковра Анатолий Белоглазов (52 кг), Сергей Белоглазов (57 кг), Санасар Оганисян (90 кг), Илья Мате (100 кг) и Сослан Андиев (свыше 110кг), а также болгарин Валентин Райчев (74 кг).
К успеху команду советских вольников привел возглавлявший её два олимпийских цикла Юрий Шахмурадов. В следующем сезоне он передаст бразды руководства сборной Ивану Ярыгину.
После удачного выступления атлетов горного края на Играх в Москве в дагестанской борьбе наметился спад. В последующее десятилетие лучшими результатами её представителей были победы на чемпионатах мира Сайпуллы Абсаидова (1981) и Эльмади Жабраилова (1989). А на Олимпиадах, прошедших в это же десятилетие, дагестанские вольники не выступали. Но если в 1988 году в Сеул никто из них не смог отобраться, то четырьмя годами ранее в Лос-Анджелесе состязания проходили без участия советских атлетов. Тогда вновь из-за бойкота Игр уже со стороны СССР спорт, который, как провозглашал основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен, призван объединять народы, оказался втянутым в политические игры. К сожалению, нечто подобное наблюдается и сегодня, а ведь казалось, что времена холодной войны остались безвозвратно в прошлом.
Тимур РАСУЛОВ