Магомед Бадрудинов: «Сколько себя помню, всегда занимался борьбой»

 | 24 октября 2012

Этот подарок Магомед Бадрудинов, который недавно в Будапеште в четвертый раз стал победителем чемпионата мира среди ветеранов, получил от фонда поддержки сборных Дагестана по вольной борьбе, учрежденного Омаром Муртузалиевым и Сагидом Муртазалиевым. В торжественной обстановке ключи от машины аксакалу из Кизилюрта вручил наставник сборной республики Сажид Сажидов. После церемонии награждения титулованный ветеран дал интервью wrestdag.ru.

— Как сложился для вас чемпионат в Будапеште?

— Я провел там три схватки. Первые две дались легко — мне удалось чисто победить латыша и казаха. А в финале мне попался физически сильный американец, он выиграл первый период, но затем уже схватка проходила с моим преимуществом.

— Когда вы начали выступать по ветеранам?

— Как только узнал, что проводятся такие соревнования. Это было в 1999 году. С тех пор периодически участвую в чемпионатах России и мира. В 2006 году также участвовал в Олимпийских играх по ветеранам и стал победителем этих состязаний.

— А в молодые годы у вас были успехи в борьбе?

— Самое моё большое достижение — второе место на чемпионате Грузии в 1974 году. Тогда я уступил Элизару Кикабидзе. В 2001 году на первенстве мира по ветеранам, проходившем  на родине нынешнего президента FILA Рафаэля Мартинетти — в швейцарском городе Мартини, мне удалось опередить грузина. Тогда была другая система проведения соревнований, и мы с ним встречались дважды. Сначала он выиграл, а затем я взял у него реванш. В итоге я занял первое место, а он — второе.

— Вы в Грузии начали заниматься борьбой?

— Нет, в Дагестане. Сколько себя помню, всегда занимался этим единоборством. Бороться начал в селении Тлонода Цумадинского района, где я родился и вырос. Когда после школы поступил в художественное училище и переехал в Махачкалу, стал посещать спортшколу им. Али Алиева, где тренировался под руководством Магомеда Залимханова. После окончания училища я переехал в Сухуми, где жил мой дядя. Там я тренировался у известного наставника Шота Кикабидзе, который сейчас работает в московском ЦСКА. Он подготовил много сильных вольников, и в их числе — победителя чемпионата мира и двукратного призера Олимпийских игр Эльдара Куртанидзе.

— Когда вернулись в Дагестан?

— В 1985 году. Магомедхан Арацилов, работавший тогда в Москве, предложил мне тренерскую должность в Кизилюрте. Благодаря его содействию в этом городе мне предоставили небольшой уютный спортзал, где я вел секцию вольной борьбы. Зарплату я получал от спортобщества «Локомотив», но через два года его расформировали, и мне пришлось оставить тренерскую деятельность и заняться ювелирным делом, которому я обучался в художественном училище. Сейчас я уже пенсионер, но без дела не сижу, то ювелиркой занимаюсь, то по хозяйству что-то делаю, дом сыну помог построить. Он, кстати, тоже занимался вольной борьбой, был призером первенства Дагестана по юношам, но из-за травмы спины вынужден был уйти из спорта. Сейчас он работает в МЧС.

— Вы регулярно тренируетесь?

— Я всегда поддерживал спортивную форму, посещал спортзал. Но если раньше тренировался для себя, для здоровья, то, когда узнал о ветеранских соревнованиях, у меня появилась конкретная цель. Сейчас в Кизилюрте тренируюсь в клубе Базарганова, а, когда бываю в Махачкале, хожу в спортзалы «Динамо» и «Спартака».

— Как окружающие относятся к вашим выступлениям на соревнованиях?

— Поддерживают меня, радуются моим победам. Поддерживают не только морально, но и материально, иначе бы я не смог ездить на соревнования. Например, со средствами на поездку в Будапешт мне помогли олимпийский чемпион Сагид Муртазалиев и его двоюродный брат Абдурахман Камилов. Приятным для меня сюрпризом стала подаренная мне машина от фонда Сагида Муртазалиева и Омара Муртузалиева. Отреагировали на мои победы и в администрации города Кизилюрта, пообещав мне выделить земельный участок.

— Как долго еще намерены выступать?

— Всё зависит от здоровья. Пока оно будет позволять, буду бороться.

Тимур РАСУЛОВ

«Вы — их сыновья и дочери — одни через столетье, другие через полвека,

третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах

я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства.»